Шина AGP и в чём была основная идея её разработки. Совместимость стандартов AGP? установка современных видеокарт на старые системные платы карта agp в разъем pci

(рисунок ниже), но у них используется разъем повышенной плотности с «двухэтажным» (как у EISA) расположением ламелей. Сам разъем находится дальше от задней кромки платы, чем разъем PCI.

Порт AGP может использовать три возможных номинала питания интерфейсных схем (Vddq): 3,3 В (для 1x и 2x), 1,5 В (для 2x и 4x) и 0,8 В (для 8x). Сигналы RST# и CLK всегда 3-вольтовые. На слотах и картах имеются механические ключи, предотвращающие ошибочные подключения:

  • слот и карта AGP 1.0 используют напряжение 3,3 В; они имеют ключи на месте контактов 22–25 (перегородка в слоте, рис. а, вырез на разъеме карты);
  • слот и карта AGP 2.0 используют напряжение 1,5 В, они имеют ключи на месте контактов 42–45;
  • универсальный слот AGP 2.0 (3,3 В/1,5 В) не имеет перегородок, а универсальная карта имеет оба выреза. Универсальная системная плата узнает о номинале питания буферов установленной карты по сигналу TYPEDET# - на картах 3,3 В контакт свободен, на картах 1,5 В и универсальных - заземлен. Универсальная карта узнает о номинале питания буферов по уровню напряжения на контактах Vddq (3,3 или 1,5 В). Таким образом и обеспечивается согласование режима карты и системной платы;
  • слот и карта AGP 3.0 используют напряжение 0,8 В, но по ключам они аналогичны 1,5-вольтовым слотам и картам (ключи на месте контактов 42–45). Карта узнает порт AGP 3.0 по заземленной линии MB_DET# (в порте AGP 2.0 он свободен);
  • универсальный слот AGP 3.0 может работать с картой 8x (напряжение 0,8В) и AGP 2.0 (4х, 1,5 В). Здесь напряжение 0,8 В и режим 8x выбираются логикой порта и карты.

Для работы в режимах 2x/4x/8x приемникам требуется опорное напряжение Vref. Его номинал для 3,3 В составляет 0,4×Vddq, для 1,5 В - 0,5×Vddq, для 0,8 В - 0,233×Vddq. Опорное напряжение для приемников генерируется на стороне передатчиков. На контакт A66 (Vrefgc) графическое устройство подает сигнал для порта, на контакт B66 (Vrefcg) порт (чипсет) подает напряжение для устройства AGP.

При передаче в режиме 8x применяется динамическое инвертирование данных на шине AD. Сигнал DBI_LO указывает на инверсию линий AD, DBI_HI - на инверсию AD. Решение об изменении состояния инверсии принимается сравнением выводимой информации с информацией предыдущего такта: если число переключаемых линий в соответствующей половине AD более 8, то соответствующий сигнал DBI_xx меняет состояние на противоположное. Таким образом, на каждой половине шины AD одновременно будет переключаться не более 8 сигнальных линий, что позволяет уменьшить броски тока. Для режима 8x применяется автоматическая калибровка приемопередатчиков, позволяющая согласовать их параметры с линией и партнером. Калибровка производится как статически (при начальном запуске), так и динамически в процессе работы, чтобы компенсировать уход параметров из-за изменения температуры.

В таблице приведено назначение контактов слота AGP применительно к версии 3.0, в скобках приведены назначения контактов для AGP 1.0 и 2.0. Из-за двух ключей на универсальной карте AGP 2.0 теряется пара контактов для подачи питания VCC3.3, и их остается только 4, что ограничивает потребляемый ток (допустимый ток для каждого контакта - 1 А). На универсальной карте AGP 2.0 также нет дополнительного питания 3,3Vaux, используемого для питания цепей формирования сигнала PME# в режиме «сна».

Таблица. Назначение контактов порта AGP

Ряд B Ряд A
OVRCNT# 1 12V
5.0V 2 TYPEDET#
5.0V 3 Резерв
USB+ 4 USB–
GND 5 GND
INTB# 6 INTA#
CLK 7 RST#
REQ# 8 GNT#
VCC3.3 9 VCC3.3
ST0 10 ST1
ST2 11 MB_DET# 3
RBF# 12 DBI_HI (PIPE#)
GND 13 GND
DBI_LO 3 14 WBF#
SBA0 15 SBA1
VCC3.3 16 VCC3.3
SBA2 17 SBA3
SB_STBF (SB_STB) 18 SB_STBS (SB_STB# 1)
GND 19 GND
SBA4 20 SBA5
SBA6 21 SBA7
Резерв (ключ 3,3 В) 22 Резерв (ключ 3,3 В)
GND (ключ 3,3 В) 23 GND (ключ 3,3 В)
3,3Vaux (ключ 3,3 В) 24 Резерв (ключ 3,3 В)
VCC3.3 (ключ 3,3 В) 25 VCC3.3 (ключ 3,3 В)
AD31 26 AD30
AD29 27 AD28
VCC3.3 28 VCC3.3
AD27 29 AD26
AD25 30 AD24
GND 31 GND
AD_STBF1 (AD_STB1) 32 AD_STBS1 (AD_STB1# 1)
AD23 33 C/BE3#
Vddq 34 Vddq
AD21 35 AD22
AD19 36 AD20
GND 37 GND
AD17 38 AD18
C/BE2# 39 AD16
Vddq 40 Vddq
IRDY# 41 FRAME#
Ключ 1,5 В (3,3Vaux) 42 Ключ 1,5 В (Резерв)
Ключ 1,5 В (GND) 43 Ключ 1,5 В (GND)
Ключ 1,5 В (Резерв) 44 Ключ 1,5 В (Резерв)
Ключ 1,5 В (VCC3.3) 45 Ключ 1,5 В (VCC3.3)
DEVSEL# 46 TRDY#
Vddq 47 STOP#
PERR# 48 PME#
GND 49 GND
SERR# 50 PAR
C/BE1# 51 AD15
Vddq 52 Vddq
AD14 53 AD13
AD12 54 AD11
GND 55 GND
AD10 56 AD9
AD8 57 C/BE0#
Vddq 58 Vddq
AD_STBF0 (AD_STB0) 59 AD_STBS0 (AD_STB0# 1)
AD7 60 AD6
GND 61 GND
AD5 62 AD4
AD3 63 AD2
Vddq 64 Vddq
AD1 65 AD0
Vrefcg2 66 Vrefgc 2

1 - Инверсные стробы отсутствуют на картах и слотах 3,3 В (там нет режима 4x/8x).
2 - Опорное напряжение не требуется для слотов и карт 1x.
3 - Только в AGP 3.0.

Кроме собственно AGP в порте AGP заложены сигналы шины USB , которую предполагается заводить в компьютерный монитор (линии USB+, USB– и сигнал OVRCNT#, которым сообщается о перегрузке по току линии питания + 5 В, выводимой в монитор). Сигнал PME# относится к интерфейсу управления энергопотреблением (Power Management Interface). При наличии дополнительного питания 3,3Vaux этим сигналом карта может инициировать «пробуждение».

Спецификация AGP Pro описывает более мощный коннектор, позволяющий в 4 раза повысить мощность, подводимую к графической карте. При этом сохраняется односторонняя совместимость: карты AGP могут устанавливаться в слот AGP Pro, но не наоборот. В настоящее время от коннектора AGP Pro отказались, а для подачи питания на графическую карту используется дополнительный кабель с разъемом.

Коннектор AGP Pro имеет дополнительные контакты с обеих сторон обычного коннектора AGP (см. рисунок ниже) для линий GND и питания 3,3 и 12 В, назначение этих контактов приведено в таблице, которая расположена ниже. Для правильной установки обычной карты со стороны задней кромки системной платы дополнительная часть слота AGP Pro закрывается съемной пластмассовой заглушкой. Карта AGP Pro может также использовать 1–2 соседних слота PCI: чисто механически (как точки опоры и место), как дополнительные коннекторы для подачи питания, как функциональные коннекторы PCI. Потребности в дополнительном питании и креплении взаимосвязаны: высокопроизводительные карты потребляют большую мощность, для отводакоторой требуются мощные (и тяжелые) радиаторы и вентиляторы. К счастью, прогресс в технологии изготовления микросхем приводит к улучшению соотношения «мощность/производительность», так что задача питания и крепления графического адаптера несколько упростилась.

Таблица. Дополнительные контакты коннектора AGP Pro

Цепь Контакты
VCC3.3 C1, C3, D1…D8
GND C2, C4…C8, E3…E14
VCC12 F3…F14
PRSNT1# D10
PRSNT2# D9
Резерв C9, C10, E1, E2, F1, F2

В совокупности карта AGP Pro может потреблять до 110 Вт мощности, забирая ее по шинам питания 3,3 В (до 7,6 А) и 12 В (до 9,2 А) с основного разъема AGP, дополнительного разъема питания AGP Pro и одного-двух разъемов PCI. Карты AGP Pro большой мощности (High Power, 50–110 Вт) занимают 2 слота PCI, малой (Low Power, 25–50 Вт) - 1 слот. Соответственно скобка крепления к задней панели ПК у них имеет утроенную или удвоенную ширину. Кроме того, карты имеют крепеж к передней стенке ПК. На дополнительном разъеме цепь PRSNT1# служит признаком наличия карты (контакт заземлен), а PRSNT2# - признаком потребляемой мощности (до 50 Вт - контакт свободен, до 110 Вт - заземлен).

Своей интерфейсной частью видеокарта вставляется в материнскую плату вашего компьютера. По сути, это слот, с помощью которого компьютер и видеокарта обмениваются информацией. Так как на материнской плате обычно присутствует слот какого-либо одного типа, то важно покупать видеокарту, которая будет ему соответствовать. Например, видеокарта PCI Express не будет работать в слоте AGP. Они не только несовместимы физически, но и используют разные протоколы передачи данных.

Самым важным аспектом интерфейса видеокарты является пропускная способность (bandwidth). Термин "пропускная способность" определяет количество информации, которое может пройти через интерфейс за отведённое время. Чем больше пропускной способности даёт интерфейс, тем быстрее может работать видеокарта. По крайней мере, в теории. Но на практике интерфейс значит не так много, как можно было бы подумать.

ISA

ISA расшифровывается как Industry Standard Architecture.

Здесь этот интерфейс присутствует только в качестве представителя давней истории, поскольку это самый старый стандарт. Видеокарты с интерфейсом ISA устарели уже очень и очень давно. Сегодня даже материнскую плату со слотом ISA найти очень трудно.

Были 8-битные и 16-битные версии карт ISA. Только последний вариант использовал полностью все контакты (см. фотографию). Карты EISA или Extended ISA позволяли увеличить пропускную способность до ширины 32 бита, кроме того, они поддерживали управление шиной (bus mastering). Но такие карты были слишком дорогие, поэтому они уступили место другим интерфейсам.

PCI

32-битная классическая шина PCI. По сей день она используется для разных стандартов карт расширения.

PCI расшифровывается как Peripheral Components Interconnect. В базовом варианте это 32-битная шина, работающая на частоте 33 МГц и обеспечивающая пропускную способность 133 Мбайт/с. Интерфейс PCI заменил ISA и её расширение VL (Vesa Local Bus) в 90-х годах, обеспечив более высокую пропускную способность. PCI является современным стандартом для большинства карт расширения, но видеокарты в своё время отошли от интерфейса PCI на стандарт AGP (а позже и на PCI Express).

Некоторые компьютеры не имеют слотов AGP или PCI Express для модернизации графической подсистемы. Единственной возможностью для них остаётся интерфейс PCI, но видеокарты для него встречаются редко, стоят дорого, да и их производительность оставляет желать лучшего.

PCI-X

PCI-X расшифровывается как "Peripheral Component Interconnect - Extended", то есть перед нами 64-битная шина с пропускной способностью до 4266 Мбайт/с в зависимости от частоты. PCI-X (не путать с PCI Express!) - это первая скоростная модернизация шины PCI Express, но при этом она получила ряд функций, полезных в серверном пространстве. Шина PCI-X не слишком часто встречается в обычных ПК, а видеокарты PCI-X очень редки. Можно установить карту PCI-X в обычный слот PCI, если он поддерживает последнюю версию стандарта (PCI 2.2 или выше), но со стандартом PCI Express PCI-X не совместим.

AGP

Интерфейс AGP: Accelerated Graphics Port.

AGP - интерфейс с высокой пропускной способностью, специально предназначенный для видеокарт. Он базируется на спецификации PCI версии 2.1. В отличие от PCI, которая является общей шиной для нескольких устройств, интерфейс AGP выделен только для видеокарты. В результате AGP даёт многочисленные преимущества по сравнению с шиной PCI. Например, возможность прямой записи или чтения в оперативную память, демультиплексирование, упрощение протоколов передачи данных и повышение тактовых частот.

Интерфейс AGP прошёл через несколько версий, а последней стала AGP 8x со скоростью 2,1 Гбайт/с, которая в восемь раз быстрее начального стандарта AGP со скоростью 266 Мбайт/с (32 бита, 66 МГц). AGP на новых материнских платах уступает место интерфейсу PCI Express, но AGP 8x (и даже AGP 4x) всё же дают достаточную пропускную способность для современных видеокарт. Все карты AGP 8x могут работать как в слотах AGP 4x, так и AGP 8x.

В отличие от ISA, PCI и AGP, стандарт PCI Express является последовательным, а не параллельным. Поэтому число контактов существенно уменьшилось. В отличие от параллельных шин, нужная пропускная способность доступна для каждого устройства. В то время как, например, для PCI пропускная способность разделяется между использующимися картами.

PCI Express позволяет сочетать несколько одиночных линий для увеличения пропускной способности. Слоты PCI Express x1 короткие и маленькие, при этом они дают суммарную скорость 250 Мбайт/с в обоих направлениях (на устройство и от него). PCI Express x16 (16 линий) даёт пропускную способность 4 Гбайт/с в одном направлении или 8 Гбайт/с в сумме. Меньшие варианты слотов PCI Express (x8, x4, x1) для графики не используются. Следует отметить, что механически слот может соответствовать x16 линиям, но логически к нему может быть подведено их меньшее количество. Существует много материнских плат, у которых два слота PCI Express x16 могут работать в режиме x8, что позволяет установить две видеокарты (SLI или CrossFire).

Хотя увеличение пропускной способности - улучшение приятное, индустрия столкнулась с другим препятствием: энергопотреблением. Интерфейс AGP 3.0 (AGP 8x) способен дать питание не больше 41,8 Вт (6 A по линии 3,3 В, 2 A по 5 В, 1 A по 12 В = 41,8 Вт и дополнительные 1,24 Вт по дополнительной линии 3,3 В на 0,375 A). Поэтому видеокарты обзавелись одним 4-контактным гнездом питания (например, ATi Radeon X850 XT PE) или даже двумя (nVidia GeForce 6800 Ultra).

Добавляя 4-контактные разъёмы, производители смогли продлить жизнь интерфейса AGP, поскольку лини дают 6,5 A или 110,5 Вт (12 В + 5 В или 17 В на 6,5 А = 110,5 Вт). В целом же, интерфейс PCI Express стал всё же более простым решением, поскольку он даёт 75 Вт через разъём x16 и дополнительные 75 Вт через 6-контактное гнездо питания, то есть 150 Вт в сумме. PCI Express позволил снять опасения по поводу будущих требований по пропускной способности и энергопотреблению.


С развитием новой техники требовалось увеличение скорости передачи данных по шине, связанной с графическим адаптером. Поэтому появилась специализированная шина AGP, которая имеет улучшенные характеристики.

AGP (от англ. Accelerated Graphics Port, ускоренный графический порт) - разработанная в 1997 году компанией Intel, специализированная 32-битная системная шина для видеокарты. Появилась одновременно с чипсетами для процессора Intel Pentium II.

Основной задачей разработчиков было увеличение производительности и уменьшение стоимости видеокарты, за счёт уменьшения количества встроенной видеопамяти. По замыслу Intel большие объёмы видеопамяти для AGP-карт были бы не нужны, поскольку технология предусматривала высокоскоростной доступ к общей памяти.

Техниеская характеристика шины

AGP основан на шине PCI , но разработан специально для обеспечения высокоскоростной передачи больших блоков данных 3D текстур между видеоконтроллером (видеокартой) и памятью компьютера. Во-первых, 3D графика требуется как можно больше памяти информации текстурных карт (texture maps) и z-буфера (z-buffer). Чем больше текстурных карт доступно для 3D приложений, тем лучше выглядит конечный результат. При нормальных обстоятельствах z-буфер, который содержит информацию относящуюся к представлению глубины изображения, использует ту же память как и текстуры. Этот конфликт предоставляет разработчикам 3D множество вариантов для выбора оптимального решения, которое они привязывают к большой значимости памяти для текстур и z-буфера, и результаты напрямую влияют на качество выводимого изображения. Разработчики PC имели ранее возможность использовать системную память для хранения информации о текстурах и z-буфера, но ограничение в таком подходе, была передача такой информации через шину PCI . Производительность графической подсистемы и системной памяти ограничиваются физическими характеристиками шины PCI. Кроме того, ширина полосы пропускания PCI , или ее емкость, не достаточна для обработки графики в режиме реального времени. Чтобы решить эти проблемы Intel разработала AGP.

Макет различных слотов AGP

Если определить кратко, что такое AGP, то это - прямым соединением между графической подсистемой и системной памятью. AGP позволяет более эффективно использовать память страничного буфера (frame buffer), тем самым увеличивая производительность 2D графики также, как увеличивая скорость прохождения потока данных 3D графики через систему. Определение AGP, как вид прямого соединения между графической подсистемой и системной памятью, называется соединение point-to-point.

AGP соединяет графическую подсистему с блоком управления системной памятью, разделяя этот доступ к памяти с центральным процессором компьютера (CPU). Вместо того чтобы использовать PCI шину для видео данных, AGP использует прямой канал, для того чтобы видеокарта (графический контроллер) имела прямой доступ к оперативной памяти. Шина позволяет использовать конвейеризацию обращений, т. е. посылать данные в виде непрерывных пакетов.

Увеличение скорости обеспечивается следующими тремя факторами:

  • Конвейеризацией операций обращения к памяти.
  • Сдвоенными передачами данных.
  • Демультиплексированием шин адреса и данных.

Через AGP можно подключить только один тип устройств - это графическая плата. Графические системы, встроенные в материнскую плату и использующие AGP не могут быть улучшены.

Oтличия от шины PCI:

  • работа на тактовой частоте 66 МГц;
  • увеличенная пропускная способность (до 266 Мб/с, тогда как PCI шина имеет скорость передачи данных только 133 Мб/с);
  • режим работы с памятью DMA и DME;
  • разделение запросов на операцию и передачу данных;
  • возможность использования видеокарт с большим энергопотреблением, нежели PCI

Очередь запросов

Передача данных из основной памяти в видеопамять карты осуществляется в два этапа, сначала передаётся 64-битный адрес, откуда данные нужно считать, затем идут сами данные. Шина AGP предусматривает два варианта передачи, первый - совместим с шиной PCI - запросы данных и адреса происходят по одному каналу; второй - в режиме SBA (Sideband Addressing), по отдельной боковой шине, таким образом, можно посылать запросы на новые данные, не дожидаясь получения предыдущих.

В шине AGP посылаются несколько адресов и несколько данных одно за другим, благодаря чему имеется возможность постановки в очередь до 256 запросов и поддерживания двух очередей для операций чтения/записи с высоким и низким приоритетом. Сдвоенная передача, т. е. передача за один такт двух данных вместо одного, позволяет: иметь пропускную способность при частоте 66 МГц до 528Мб/с, работать на частоте, до 100 МГц и выше с более высокой пропускной способностью.

Стандарты шины AGP

Для шины AGP существует несколько стандартов:

Большинство карт работает со стандартом 4X и 8X.

Шина AGP 1.0

Компьютеры, оснащенные AGP, и графические акселераторы впервые поступили в продажу в августе 1997 года.

За основу интерфейса AGP 1.0 была взята шина PCI 2.1, а точнее, ее вариант PCI 32/66 - 32х разрядная шина с частотой работы 66 МГц.

Карта AGP 1.0:

Шина AGP 1.0 имеет два основных режима работы: Execute и DMA.

DMA (Direct Memory Access) - доступ к памяти, в этом режиме основной памятью считается встроенная видеопамять на карте, текстуры копируются туда перед использованием из системной памяти компьютера. Этот режим работы не был новым, по тому же принципу работают звуковые карты, некоторые контроллеры и т. п.

В режиме DMA основной памятью является память карты. Текстуры хранятся в системной памяти, но перед использованием (тот самый execute) копируются в локальную память карты. Таким образом, AGP действует в качестве "тыловой структуры", обеспечивающей своевременную доставку текстур в локальную память. Обмен ведется большими последовательными пакетами.

В режиме Execute локальная и системная память для видеокарты логически равноправны. Текстуры не копируются в локальную память, а выбираются непосредственно из системной. Таким образом, приходится выбирать из памяти относительно малые случайно расположенные куски. Поскольку системная память выделяется динамически, блоками по 4К, в этом режиме для обеспечения приемлемого быстродействия предусмотрен механизм, отображающий последовательные адреса на реальные адреса 4-х килобайтных блоков в системной памяти. Эта задача выполняется с использованием специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table или GART – графическая таблица переадресации адресов), расположенной в памяти.

При этом адреса, не попадающие в диапазон GART (GART range), не изменяются и непосредственно отображаются на системную память или область памяти устройства (device specific range).

Шина AGP полностью поддерживает операции шины PCI , поэтому AGP-траффик может представлять из себя смесь чередующихся AGP и PCI операций чтения/записи. Операции шины AGP являются раздельными (split). Это означает, что запрос на проведение операции отделен от собственно пересылки данных.

Шина AGP 2.0

В декабре 1997 года фирма Intel выпустила предварительную версию стандарта AGP 2.0, а в мае 1998 года окончательный вариант(этот режим получил название "4x").

Основные отличия от предыдущей версии:

  • Скорость передачи может быть увеличена еще в два раза по сравнению с 1.0 - и достигать значения 1064 Mб/c.
  • Могло пересылаться уже 4 блока за один такт.
  • Пропускная способность около 1 ГБ/с.
  • Добавлен механизм "быстрой записи" Fast Write (FW). Основная идея - запись данных/команд управления непосредственно в AGP устройство, минуя промежуточное хранение данных в основной памяти. Для устранения возможных ошибок в стандарт на шину введен новый сигнал WBF# (Write Buffer Full - буфер записи полон). Если сигнал активен, то режим FW невозможен.

Первые видеокарты, поддерживающие версию 2.0, появились в конце апреля 1999 года.

Карта AGP 2.0:

Шина AGP Pro

В июле 1998 года Intel выпустила версию 0.9 спецификации на AGP Pro, существенно отличающейся конструктивно от AGP 2.0.

Новый стандарт не видоизменяет шину AGP. Основное направление - увеличение энергоснабжения графических карт. С этой целью в разъем AGP Pro добавлены новые линии питания. Краткая суть отличий в следующем:

  • Изменен разъем AGP - добавлены выводы по краям существующего разъема для подключения дополнительных цепей питания 12V и 3.3V
  • AGP Pro предназначена только для систем с ATX форм-фактором. Установка плат AGP Pro в NLX системы не предусмотрена (слишком велик размер платы в AGP Pro).
  • Поскольку карте AGP Pro разрешено потребление до 110 Вт, высота элементов на плате (с учетом возможных элементов охлаждения) может достигать 55 мм, поэтому два соседних слота PCI должны оставаться свободными. Кроме этого, два соседних слота PCI могут использоваться платой AGP Pro для своих целей.

Шина AGP 8X

В ноябре 2000 года Intel выпустила предварительную версию (draft) следующего варианта AGP шины - 8X. Основная идея - увеличение полосы пропускания до 8х4=32 байт за один такт системной шины. Это означает, что скорость передачи данных на шине возрастет до 2-х Гигабайт в секунду. Кроме этого, в проект нового варианта шины заложены несколько принципиальных изменений, расширяющих возможности интерфейса AGP:

  • Понижение уровня напряжений сигналов на шине;
  • Циклы калибровки;
  • Динамическая инверсия шины;
  • Поддержка изохронного режима передачи данных;
  • Поддержка нескольких AGP 8X портов (ранее был возможен только один порт;
  • Новые регистры конфигурации для 8Х шины;

Литература

  • Косцов А., Косцов В. Железо ПК. Настольная книга пользователя. - М.: Мартин, 2006. - 480 с.

До появления шины AGP видеокарты подключались к шине PCI (ну, если не считать совсем древних видеокарт для шин ISA, EISA и VESA – большинство пользователей даже не слышали о них). В настоящее время видеокарты представляют собой платы расширения для шин AGP или PCI-E.

Напомню, как отличить разъемы PCI, AGP и PCI-E:

Белый слот – шина PCI;

Коричневый слот – шина AGP;

Черный слот – шина PCI Express.

При покупке видеокарты обратите внимание, к какому стандарту AGP она относится. На сегодня существует четыре стандарта AGP, разница между ними показана в табл. 11.2.


Внимание! Перед установкой видеокарты в слот AGP убедитесь, что материнская плата поддерживает стандарт устанавливаемой платы. Физически можно установить плату стандарта 4x (напряжение 1,5 В) и 8x (1,5 В) в слот 1x (3,3 В) и 2x (3,3 В), но из-за разницы в напряжении видеокарта будет повреждена. Не все материнские платы допускают установку видеоадаптеров как с напряжением 3,3 В, так и с 1,5 В. По этому перед установкой видеокарты убедитесь, что вы не повредите ни материнскую плату, ни видеокарту.

В современные материнские платы нежелательно устанавливать старые видеоадаптеры (AGP 1x, AGP 2x), поскольку AGP-слот обычно рассчитан на установку плат стандартов 4x и 8x. Произойдет непоправимое или нет, зависит только от самого видеоадаптера – некоторые видеоадаптеры позволяют устанавливать напряжение питания с помощью специальной перемычки. Иногда такие перемычки есть на самой материнской плате (например, они точно есть на материнских платах на базе чипсетов Intel 845 и Intel 850). Но чтобы знать, как правильно ее установить, вам нужно прочитать руководство по видеокарте и по материнской плате. А еще лучше, чтобы не рисковать, не пытаться устанавливать «древние» видеокарты в слоты современных материнских плат.

Я, наверное, вас напугал по поводу совместимости видеокарт. Да, небольшие проблемы могут возникнуть – лучше соблюдать осторожность. С современными видиокартами все немного проще. Видеокарты оснащены специальными ключами (рис. 11.3), предотвращающими возможность установки видеокарты в несовместимый по питанию слот.


Рис. 11.3. Ключи 3,3 В и 1,5 В

Если у видеокарты два ключа, то она совместима со стандартами 1x, 2x и 4x (как правило, это 4x-видеокарта). У видеокарты AGP 8x есть только один ключ – он находится на том же месте, что и ключ для 1,5 В.

На некоторых материнских платах есть особый слот – AGP Pro. AGP Pro – это расширение обычного слота AGP, но по краям слота имеются дополнительные разъемы питания видеокарты (рис. 11.4). Как правило, в AGP Pro устанавливаются мощные видеокарты, требующие дополнительного питания.

Существуют две модификации слота AGP Pro:

AGP Pro 110 – предоставляет дополнительные 50–110 Вт для питания видеокарты;

AGP Pro 50 – предоставляет 50 Вт для видеокарты.


Рис. 11.4. Слот AGP Pro

По поводу совместимости с AGP можно отметить следующее:

Видеокарту стандарта AGP Pro нельзя вставить в обычный AGP-слот – она не будет работать;

Видеокарту AGP можно установить в слот AGP Pro при условии, что у видеокарты есть специальный паз для установки в такой слот (рис. 11.5).


Ускоренный графический порт (или AGP) - это специальное расширение для видеокарт, которые поддерживают 32-битную шину. AGP видеокарта рассчитана на определенный разъем материнской платы. Хоть эти видеокарты и считаются уже прошлым веком, многие материнские платы выходят с поддержкой AGP. Видеокарта AGP 8х обладала спецификацией AGP 3.0, которая могла передавать до восьми блоков за один такт, благодаря этому пропускная способность шины возросла до 2 Гб/с.

Решения производителей

Каждый из производителей графических процессоров имел возможность улучшить параметры данного интерфейса. Так, например, компания ASRock решила проблему с отсутствием чипсета на AGP видеокартах, разработала технологию AGI 8х, которая позволяла поддерживать данное расширение с помощью слота PCI. Знаменитая компания Gigabyte сделала то же самое, но с участием собственной технологии.

Можно заметить, что на некоторых видеокартах отсутствует кожух или кулер. В большинстве случаев, у старых видеокарт на печатной плате только радиатор охлаждает чип.

Radeon X 850 IceQ ll

Открывает список лучших графических процессоров видеокарта AGP ATI Radeon X850 XT IceQ ll Turbo 256mb. Эта видеокарта обладает 256-битной шиной. По чипу частота составляет 520 мегагерц, а по памяти - 540 мегагерц. Вид памяти - GDDR 3, которая размещается на восьми микросхемах, с обеих сторон РСВ.

Внешний вид представляет собой охлаждение от фирмы Arctic Cooling, где встроенный кулер в видеокарту окрашен в ультрафиолетовую краску, которая светиться в темноте. Медное основание кулера плотно прилегает к ядру и микросхемам памяти, куда припаян радиатор из пластин. Кожух располагает в себе турбину, через которую поступает воздух, и раструб, предназначенный для выбрасывания горячего воздуха из системного блока. Частота вращения турбины составляет 2500-6000 оборотов, что позволяет видеокарте работать практически бесшумно.

GIGABYTE Radeon 9600 Pro AGP

На момент выхода этой видеокарты AGP Radeon, ее стоимость составляла 5740 рублей. Обладая видеопамятью на 128 мегабайт, формата GDDR, она имела частоту ядра 400-600 мегагерц. Также поддерживает DirectX 9.0 и OpenGL 1.5. Для выведения изображения на экран были предусмотрены разъемы DVI и VGA, а для подключения к телевизору имеется видеовыход TV-out.

Среди достоинств этой AGP видеокарты пользователи отметили ее долговечность. Недостатков не обнаружено.

PowerColor Radeon HD 3450 AGP

Данная карта, неся на борту уже 512 мегабайт памяти формата GDDR2, обладала поддержкой нового DirectX версии 10.1 и OpenGL 3.1. Также доступны разъемы видеовыхода DVI и VGA, частота обновления ядра 888 мегагерц. Цена видеокарты ATI Radeon HD 3450 варьировалась от 3281 рубля и до 4520 рублей.

В отзывах отмечают достоинство - наличие AGP интерфейса, которые поддерживают старые модели материнских плат. К тому же, многим играм нужна была поддержка обновленного DirectX.

Среди недостатков в отзывах много жалоб на то, что эта видеокарта требует дополнительного питания. Многие пользователи отмечают, что часто установка родных драйверов некорректно сказывается на работе видеокарты.

GIGABYTE GeForce 6600 AGP

Первая в списке видеокарта от производителей Nvidia обладает типом памяти GDDR, размером 256 мегабайт. Частота видеоядра составляет 400 мегагерц. Среди видеовыходов есть пополнение, в виде компонентного разъема, который предназначен для вывода изображения на цифровые проекторы. Стандартная поддержка DirectX 9.0 и OpenGL 1.5. Цена данной видеокарты AGP 8Х, на моменты выхода, составляет 5740 рублей.

Положительные отзывы пользователей показывают, что карта очень тихая и мощная. Требовательные игры 2006-2007 года воспроизводились без проблем.

Недостатки этого графического процессора таятся в дополнительном питании, иначе играть будет невозможно.

XFX GeForce 7950 GT AGP

Данная видеокарта AGP 512mb обладает 256-битной шиной и видеопамятью GDDR 3. Частота видеоядра 550 мегагерц, а памяти - составляет 1200 мегагерц. У карты имеется два разъема DVI, один разъем TV-out и компонентный видеовыход. Поддерживает DirectX версии 9.0 и OpenGL 2.0. При выходе в свет она стоила 12 300 рублей.

Многие пользователи до сих пор пользуются данной видеокартой, отмечая в ее достоинствах высокую производительность, несмотря на дату выхода.

Недостаток кроется в слабом охлаждении и быстром нагреве при сильной нагрузке.

MSI GeForce FX 5200 AGP

GeForce FX 5200 - это замечательное бюджетное решение, так как стоит всего 2064 рубля. 128 мегабайт видеопамяти с форматом GDDR имеет частоту видеоядра 250 мегагерц, а частота памяти составляет 400 мегагерц. Эта видеокарта имеет три различных разъема видеовыхода и поддерживает DirectX 9.0 с OpenGL 1.4.

Мощность - это достоинство часто встречается среди отзывов о данной видеокарте. Многие современные игры она способна выдержать без особых усилий. Также пользователи отмечают ее долговечность и 128-битную шину.

Единственный недостаток пользователей - это устаревший дизайн видеокарты.

GIGABYTE GeForce 4 MX 4000 AGP

Еще одна видеокарта AGP 8x с размером памяти 128 мегабайт и форматом GDDR. Частота видеоядра составляет 275 мегагерц, а память - 400 мегагерц. Данный графический процессор имеет всего два видеовыхода - это VGA и TV-out. Одна из немногих карт, которая поддерживает DirectX 7 и OpenGL 1.3.

Среди ее достоинств - это хорошее охлаждение, даже при разгоне до 3000 гигагерц. Большинство оптимизированных компьютерных игр спокойно запустятся с данной картой. Также многие хвалят пропускную способность 64-битной шины.

Недостатки отсутствуют.

GIGABYTE GeForce 7600 GS AGP

Данная видеокарта GeForce AGP имеет запас памяти в 256 мегабайт формата GDDR второго поколения. Ядро работает с частотой до 400 мегагерц, а память - 800 мегагерц. Также она обладает разъемами на любой вкус, даже компонентным. Поддерживает DirectX девятой версии, совместно с OpenGL 2.0. Цена этой видеокарты на момент выхода 8940 рублей.

Первое достоинство, которые отмечают пользователи - это доступная цена. Большинство положительных отзывов содержат информацию о низком шуме и высокой производительности.

Недостаток заключается в отсутствии поддержки десятой версии DirectX. Требовательные игры могут работать в 10-20 кадров в секунду.

Palit GeForce 4 MX 440 AGP

Первая в списке AGP видеокарта от производителя Palit, обладающая 128 мегабайтами памяти GDDR и 128-битной шиной. Она имеет всего два разъема видеовыхода - это VGA и TV-out. Частота обновления ядра составляет 275 мегагерц, а память обновляется с частотой до 512 мегагерц. Еще одна видеокарта, поддерживающая DirectX 7. Ее цена составляет всего 1400 рублей.

Из положительных отзывов можно выделить частое упоминание о том, что видеокарта малогабаритная и не занимает много места в корпусе. При работе не нагревается и не издает шум.

Недостатков тоже приличное количество. Например, полное отсутствие шейдеров, даже самых простых. Также эту карту невозможно вставить в SLI. При работе с ней многие пользователи жаловались на высокую температуру видеокарты.

Inno3D GeForce 7600 GT AGP

А вот и "монстр" своего времени, который обладает 128-битной шиной. С 256 мегабайтами памяти формата GDDR 3, частота ядра могла достигать 560 мегагерц, а память обновлялась до 1400 мегагерц. Видеокарта имела все доступные разъемы для возможности вывести изображение на экран или проектор. Поддерживает девятую версию DirectX и OpenGL 2.0. Стоимость этой графической карты на момент выхода составляла 4990 рублей.

Множество положительных отзывов, где пользователи сходятся во мнении, что главным достоинством этой видеокарты является поддержка формата памяти GDDR 3.

Недостатков, как таковых, нет, но несколько пользователей обнаруживали брак. Заключалась поломка в вертикальных полосках при запуске компьютера, чего не наблюдалось во время работы с другими картами.

PowerColor Radeon HD 3650 AGP

Завершает список лучших ATI Radeon HD 3650, у которой целых 512 мегабайт видеопамяти GDDR 2. Внутреннее ядро работает с частотой 725 мегагерц, а память демонстрирует частоту 1000 мегагерц. Данный графический процессор имеет два видеовыхода DVI, один TV-out и один компонентный, для работы с проекторами. ATI Radeon HD 3650 способна работать с DirectX десятой версии и OpenGL 3.1. Цена на момент выхода составляла 5500 рублей.

Грамотное решение охлаждения и высокая производительность - эти достоинства характеризуют видеокарту. Также многим по душе большой, на тот момент, объем видеопамяти.

Недостаток кроется в высокой цене, если применять соотношение цена-качество.

В завершении можно добавить, что не все видеокарты обладали разъемом под устаревшие платы - многим приходилось пользоваться переходниками. Несмотря на такие неудобства, многие игроки до сих пор успешно пользуются старыми моделями графических процессоров, так как их производительность и прочность может вызвать зависть даже у современных представителей видеокарт.

 
Статьи по теме:
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла
ISBN, УДК, ББК, штриховые коды, выходные данные
Для публикации работы (статьи, книги, диссертации) автору необходимо указать тематический раздел (индекс) существующих классификаций, к которому эта работа относится, и авторский знак. Классификационные индексы издания – это индексы УДК,ББК и ГРНТИ. УДК –
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави