Как работает нейросеть. Тонкая настройка, создать нейронную сеть

Правильная постановка вопроса должна быть такой: как натренировать сою собственную нейросеть? Писать сеть самому не нужно, нужно взять какую-то из готовых реализаций, которых есть множество, предыдущие авторы давали ссылки. Но сама по себе эта реализация подобна компьютеру, в который не закачали никаких программ. Для того, чтобы сеть решала вашу задачу, ее нужно научить.

И тут возникает собственно самое важное, что вам для этого потребуется: ДАННЫЕ. Много примеров задач, которые будут подаваться на вход нейросети, и правильные ответы на эти задачи. Нейросеть будет на этом учиться самостоятельно давать эти правильные ответы.

И вот тут возникает куча деталей и нюансов, которые нужно знать и понимать, чтобы это все имело шанс дать приемлемый результат. Осветить их все здесь нереально, поэтому просто перечислю некоторые пункты. Во-первых, объем данных. Это очень важный момент. Крупные компании, деятельность которых связана с машинным обучением, обычно содержат специальные отделы и штат сотрудников, занимающихся только сбором и обработкой данных для обучения нейросетей. Нередко данные приходится покупать, и вся эта деятельность выливается в заметную статью расходов. Во-вторых, представление данных. Если каждый объект в вашей задаче представлен относительно небольшим числом числовых параметров, то есть шанс, что их можно прямо в таком сыром виде дать нейросети, и получить приемлемый результат на выходе. Но если объекты сложные (картинки, звук, объекты переменной размерности), то скорее всего придется потратить время и силы на выделение из них содержательных для решаемой задачи признаков. Одно только это может занять очень много времени и иметь гораздо более влияние на итоговый результат, чем даже вид и архитектура выбранной для использования нейросети.

Нередки случаи, когда реальные данные оказываются слишком сырыми и непригодными для использования без предварительной обработки: содержат пропуски, шумы, противоречия и ошибки.

Данные должны быть собраны тоже не абы как, а грамотно и продуманно. Иначе обученная сеть может вести себя странно и даже решать совсем не ту задачу, которую предполагал автор.

Также нужно представлять себе, как грамотно организовать процесс обучения, чтобы сеть не оказалась переученной. Сложность сети нужно выбирать исходя из размерности данных и их количества. Часть данных нужно отложить для теста и при обучении не использовать, чтобы оценить реальное качество работы. Иногда различным объектам из обучающего множества нужно приписать различный вес. Иногда эти веса полезно варьировать в процессе обучения. Иногда полезно начинать обучение на части данных, а по мере обучения добавлять оставшиеся данные. В общем, это можно сравнить с кулинарией: у каждой хозяйки свои приемы готовки даже одинаковых блюд.

Нейросети сейчас в моде, и не зря. С их помощью можно, к примеру, распознавать предметы на картинках или, наоборот, рисовать ночные кошмары Сальвадора Дали. Благодаря удобным библиотекам простейшие нейросети создаются всего парой строк кода, не больше уйдет и на обращение к искусственному интеллекту IBM.

Теория

Биологи до сих пор не знают, как именно работает мозг, но принцип действия отдельных элементов нервной системы неплохо изучен. Она состоит из нейронов - специализированных клеток, которые обмениваются между собой электрохимическими сигналами. У каждого нейрона имеется множество дендритов и один аксон. Дендриты можно сравнить со входами, через которые в нейрон поступают данные, аксон же служит его выходом. Соединения между дендритами и аксонами называют синапсами. Они не только передают сигналы, но и могут менять их амплитуду и частоту.

Преобразования, которые происходят на уровне отдельных нейронов, очень просты, однако даже совсем небольшие нейронные сети способны на многое. Все многообразие поведения червя Caenorhabditis elegans - движение, поиск пищи, различные реакции на внешние раздражители и многое другое - закодировано всего в трех сотнях нейронов. И ладно черви! Даже муравьям хватает 250 тысяч нейронов, а то, что они делают, машинам определенно не под силу.

Почти шестьдесят лет назад американский исследователь Фрэнк Розенблатт попытался создать компьютерную систему, устроенную по образу и подобию мозга, однако возможности его творения были крайне ограниченными. Интерес к нейросетям с тех пор вспыхивал неоднократно, однако раз за разом выяснялось, что вычислительной мощности не хватает на сколько-нибудь продвинутые нейросети. За последнее десятилетие в этом плане многое изменилось.

Электромеханический мозг с моторчиком

Машина Розенблатта называлась Mark I Perceptron. Она предназначалась для распознавания изображений - задачи, с которой компьютеры до сих пор справляются так себе. Mark I был снабжен подобием сетчатки глаза: квадратной матрицей из 400 фотоэлементов, двадцать по вертикали и двадцать по горизонтали. Фотоэлементы в случайном порядке подключались к электронным моделям нейронов, а они, в свою очередь, к восьми выходам. В качестве синапсов, соединяющих электронные нейроны, фотоэлементы и выходы, Розенблатт использовал потенциометры. При обучении перцептрона 512 шаговых двигателей автоматически вращали ручки потенциометров, регулируя напряжение на нейронах в зависимости от точности результата на выходе.

Вот в двух словах, как работает нейросеть. Искусственный нейрон, как и настоящий, имеет несколько входов и один выход. У каждого входа есть весовой коэффициент. Меняя эти коэффициенты, мы можем обучать нейронную сеть. Зависимость сигнала на выходе от сигналов на входе определяет так называемая функция активации.

В перцептроне Розенблатта функция активации складывала вес всех входов, на которые поступила логическая единица, а затем сравнивала результат с пороговым значением. Ее минус заключался в том, что незначительное изменение одного из весовых коэффициентов при таком подходе способно оказать несоразмерно большое влияние на результат. Это затрудняет обучение.

В современных нейронных сетях обычно используют нелинейные функции активации, например сигмоиду. К тому же у старых нейросетей было слишком мало слоев. Сейчас между входом и выходом обычно располагают один или несколько скрытых слоев нейронов. Именно там происходит все самое интересное.

Чтобы было проще понять, о чем идет речь, посмотри на эту схему. Это нейронная сеть прямого распространения с одним скрытым слоем. Каждый кружок соответствует нейрону. Слева находятся нейроны входного слоя. Справа - нейрон выходного слоя. В середине располагается скрытый слой с четырьмя нейронами. Выходы всех нейронов входного слоя подключены к каждому нейрону первого скрытого слоя. В свою очередь, входы нейрона выходного слоя связаны со всеми выходами нейронов скрытого слоя.

Не все нейронные сети устроены именно так. Например, существуют (хотя и менее распространены) сети, у которых сигнал с нейронов подается не только на следующий слой, как у сети прямого распространения с нашей схемы, но и в обратном направлении. Такие сети называются рекуррентными. Полностью соединенные слои - это тоже лишь один из вариантов, и одной из альтернатив мы даже коснемся.

Практика

Итак, давай попробуем построить простейшую нейронную сеть своими руками и разберемся в ее работе по ходу дела. Мы будем использовать Python с библиотекой Numpy (можно было бы обойтись и без Numpy, но с Numpy линейная алгебра отнимет меньше сил). Рассматриваемый пример основан на коде Эндрю Траска.

Нам понадобятся функции для вычисления сигмоиды и ее производной:

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

Пример программы нейронной сети с исходным кодом на с++.

Про нейронные сети хорошо и подробно написано здесь. Попытаемся разобраться как программировать нейронные сети, и как это работает . Одна из задач решаемых нейронными сетями, задача классификации. Программа демонстрирует работу нейронной сети классифицирующей цвет.

В компьютере принята трехкомпонентная модель представления цвета RGB, на каждый из компонентов отводится один байт. полный цвет представлен 24 битами, что дает 16 миллионов оттенков. Человек же может отнести любой из этих оттенков к одному из имеющих название цветов. Итак задача:

Дано InColor — цвет RGB (24 бит)

классифицировать цвет, т.е. отнести его к одному из цветов заданных множеством М={ Черный, Красный, Зеленый, Желтый, Синий, Фиолетовый, Голубой, Белый }.

OutColor — цвет из множества М

Решение номер 1. (цифровое)

Создаем массив размером 16777216 элементов

Решение номер 2. (аналоговое)

напишем функцию, типа

int8 GetColor(DWORD Color)
{
double Red = (double(((Color>>16)&0xFF)))/255*100;
double Green = (double(((Color>>8)&0xFF)))/255*100;
double Blue = (double((Color&0xFF)))/255*100;
double Level = Red;
if(Green > Level)
Level = Green;
if(Blue > Level)
Level = Blue;
Level = Level * 0.7;
int8 OutColor = 0;
if(Red > Level)
OutColor |= 1;
if(Green > Level)
OutColor |= 2;
if(Blue > Level)
OutColor |= 4;
return OutColor;
}

Это будет работать если задачу можно описать простыми уравнениями, а вот если функция настолько сложна что описанию. не поддается, здесь то на помощь приходят нейронные сети.

Решение номер 3. (нейронная сеть)

Простейшая нейронная сеть. Однослойный перцептрон.

Все нейронное заключено в класс CNeuroNet

Каждый нейрон имеет 3 входа, куда подаются интенсивности компонент цвета. (R,G,B) в диапазоне (0 — 1). Всего нейронов 8, по количеству цветов в выходном множестве. В результате работы сети на выходе каждого нейрона формируется сигнал в диапазоне (0 — 1), который означает вероятность того что на входе этот цвет. Выбираем максимальный и получаем ответ.

Нейроны имеют сигмоидную функцию активации ActiveSigm(). Функция ActiveSigmPro(), производная от сигмоидной функции активации используется для обучения нейронной сетиметодом обратного распространения.

В первой строчке выведены интенсивности цветов. ниже таблица весовых коэффициентов (4 шт.). В последнем столбце значение на выходе нейронов. Меняем цвет, выбираем из списка правильный ответ, кнопкой Teach вызываем функцию обучения. AutoTeach вызывает процедуру автоматического обучения, 1000 раз, случайный цвет определяется по формуле из решения номер 2, и вызывается функция обучения.

скачать исходный код и программу нейронной сети

Программирование искусственных нейронных сетей — я пишу на С++ в объектно-ориентированной парадигме

Для простых нейроархитектур (структур), методов и задач можно использовать любой язык (даже Бэйсик), но для сложных проектов наиболее пригодными оказываются языки объектно-ориентированного программирования (такие, как С++). Я применяю именно С++, при необходимости (в наиболее времязатратных местах программы) переписывая отдельные функции (требующие ускорения вычислений) на инлайн-ассемблере.

Покажем пользу объектно-ориентированного подхода к программированию нейросеток. У нейросети может быть множество вариантов нейронов и/или слоёв (см. заметку про современные возможности собрать свёрточную нейросеть из большого числа разнотипных слоёв и нейронов). Некоторую общую функциональность нейронов или слоёв можно вынести в абстрактный класс-предок, порождая (наследуя) от него классы для тех или иных видов нейронов/слоёв (эти классы-потомки будут описывать-реализовывать уже уникальные для конкретного вида нейрона или слоя особенности и поведение). Таким образом обеспечиваются ликвидация многократного дублирования общих (одинаковых) вещей в тексте программы и возможность написать более гибкий и независимый от конкретных типов нейронов/слоёв управляющий код программы при использовании принципов полиморфизма.

В качестве примера рассмотрим номенклатуру классов для описания слоёв нейросети в одной из разработанных мной программ. Имеется 3 основных иерархии − одна для классов-описателей структуры слоя (цепочка наследования из трёх классов), вторая − для нелинейных функций нейронов (базовый класс и десять наследников от него), третья − для самих слоёв (цепочка из 5 базовых-промежуточных классов и 12 реальных классов, отпочковавшихся от этой цепочки на разных её уровнях).

Нейронные сети

в тексте программы для описания поведения слоёв сети использован (реализован) 31 класс, но при этом всего 12 из них реализуют реальные слои, а остальные классы:

  • либо абстрактные, задающие общее поведение, позволяющие в дальнейшем более просто создавать новых потомков (новые типы слоёв) и повышающие степень инвариантности управляющей логики (реализующей функционирование нейронной сети) к составляющим сеть разнообразным слоям;
  • либо, наоборот, являются подчинёнными и входят в состав слоя в качестве его «компонент» (экземпляр объекта-описателя структуры и характеристик слоя, и экземпляр объекта, реализующего нелинейную функцию нейронов).

Функционирование созданной нейронной сети запрограммировано через обращения к методам и свойствам абстрактных классов, независимо от того, какой конкретно класс-потомок реализует тот или иной слой нейросети.

Т.е. управляющая логика здесь отделена от конкретного содержания и привязана только к общим, инвариантным основам. О конкретных же классах необходимо знать только коду «конструктора» нейросети − работающего только в момент создания новой сети исходя из заданных в интерфейсе настроек или при загрузке ранее сохранённой сети из файла. Добавление новых типов слоёв нейронов в программу не приведёт к переделке алгоритмов (логики) работы и обучения сети − а потребует только небольшого дополнения кода механизмов создания (или чтения из файла) нейросети.

Абстракций (классов) для отдельных нейронов нет — только для слоёв. Если нужно поставить на некотором (а именно — на выходном) слое единственный нейрон — то просто экземпляру класса нужного нейронного слоя при создании передаётся счётчик числа нейронов, равный единице.

Таким образом, объектно-ориентированные проектирование и программирование обеспечивают бОльшую гибкость для реализации принципа «разделяй и властвуй» по сравнению со структурным программированием, через:

  • вынос общих фрагментов кода в классы-предки (принцип наследования),
  • обеспечение необходимого сокрытия информации (принцип инкапсуляции),
  • построение-получение универсальной, независимой от конкретных реализаций классов, внешней управляющей логики (принцип полиморфизма).
  • достижение кросс-платформенности через вынос аппаратно- или платформозависимых частей в классы-потомки (число которых может меняться под каждую конкретную программно-аппаратную реализацию, в то время, как число базовых классов-предков и вся логика высокого уровня будут одинаковы и неизменны).

Для современных задач разработки гибких и мощных инструментов нейромоделирования всё это оказывается очень полезным.

Также см. пост про проекты специальных языков описания ИНС.

нейронные сети,
методы анализа данных:
от исследований до разработок и внедрений

Главная
Услуги
Нейронные сети
базовые идеи
возможности
преимущества
области применения
как использовать

Точность решения
НС и ИИ
Программы
Статьи
Блог
Об авторе / контакты

Тонкая настройка Вселенной — это уникальное сочетание многочисленных свойств Вселенной такое, что только оно и способно обеспечить существование наблюдаемой Вселенной. Даже минимальные отклонения состава или значений этих свойств несовместимы с фактом существования Вселенной.

Обычно понятие тонкой настройки Вселенной рассматривается в слабой формулировке: принимаются во внимание значения всего нескольких мировых констант, и делается вывод только о невозможности существования человечества при их отклонениях. Такой ограниченный подход стимулирует религиозно окрашенные попытки объяснения этого явления, например, антропный принцип , декларирующий богоданную целесообразность Вселенной, заключенную в существовании человека.

Тонкая настройка Вселенной — это самая впечатляющая из аперцепций современной космологии: никакая другая не сравнится с ней по силе и убедительности свидетельства о Большом тупике, о том, что Вселенная устроена категорически не так, как её представляет современная наука, и в рамках этого представления исследует. Не несколько констант, а вообще непредставимо огромный корпус разнообразных фактов, имей любой из них даже небольшое отличие от наблюдаемого, сделал бы невозможным существование жизни и Вселенной. Значения свойств элементарных частиц (массы, заряды, периоды полураспада…), свойства фундаментальных взаимодействий, свойства веществ (да хотя бы воды), — всё это и многое-многое другое тщательно выбрано именно таким, чтобы Вселенная существовала. Любой из миллионов этих фактов, будь он другим, привёл бы её к несуществованию. Или, как минимум (в слабой формулировке) — к невозможности жизни в ней.

Искусственная нейронная сеть

Осознание этого полностью разрушает привычную "научную картину мира" эпохи Большого тупика. Но, как уже сказано, здесь имеет место аперцепция: люди отказываются осознавать это.

Объяснение тонкой настройки в ИТВ

ИТВ устанавливает, что Вселенная состоит только из информации. Наблюдатель наблюдает наблюдаемое, получая информацию — и это всё, что составляет Вселенную. Информация, будучи всего лишь описанием чего-либо, могла бы быть любой возможной, если бы она получалась сама по себе. Однако информация сама по себе ничем не является и ничего описывать не может, для этого всегда нужны некоторые условия, и они ограничивают содержание информации.

Таким образом, Вселенная — это совокупность обусловленных выборов конкретной наблюдаемой информации из широкой гаммы в принципе возможной. Существование Вселенной является финальным критерием всех этих выборов: они таковы постольку, поскольку Вселенная существует, будь они другими — Вселенная не существовала бы.

Это и есть тонкая настройка Вселенной: значения мировых констант и вообще все свойства Вселенной определились фактом существования Вселенной, никто их специально не подбирал, ни из какой единой константы они не выводятся, никакой возможности установить их иной состав и иные значения не существует.

Разбираем нейронную сеть. C#

В данной статье предлагаю разобрать дейтсвие нейронных сетей и накидать один из простейших вариантов нейронной сети, обучающейся при помощи учителя.

Пару слов, необходимо уделить устройству этой самой «великой» и «ужасной» нейронной сети. Долгое количество времени люди ходили взад и вперед и размышляли над вопросом: (в чем смысл жизни?)
Как можно распознавать образы?

Ответов было огромное множество. Тут и различные эвристики, и сравнения по шаблонам и многое-многое. Одним из ответов была нейронная сеть. [К слову сказать нейронная сеть может не только распознавать образы]

Итак. Структура нейронной сети. Представьте себе такую картину: паук сплел сеть и сеть словила муху. То место на которое попала муха и есть нейрон, который был «максимально» близок к цели. Нейронная сеть состоит из нейронов, которые «описывают»
шансы того или иного события. Описание «вероятности» события (каждого нейрона) может храниться (к примеру) в отдельном файле.

Теперь переходим к главной теме разговора этого вечера.

Как устроена нейронная сеть.

Как происходит ее обучение и распознание.

Пример структуры нейронной сети отчеливо виден на этой картинке:

На вход поступает множество входных сигналов X. Которые умножаются на множество весов W (Xi * Wi). В нейроне производится подсчет суммы произведений и на выход отправляется некоторое число.
После подсчета значений у всех нейронов, производится поиск наибольшего значения. Это наибольшее значение и считается корректным ответом на вопрос. Программой выдается образ, который описывается найденным нейроном.
В режиме обучения пользователь имеет возможность подправить результат (основываясь на своем опыте) и тогда программа произведет пересчет весов нейронов.
Формула перерасчета примерно следующая: W[i] = W[i] + Speed*Delta*X[i] — здесь
W[i] — вес i-го элемента,
Speed — скорость обучения,
Delta — знак (-1 или 1),
X[i] — значение i-го входящего сигнала (во многих случаях 0 или 1)

Зачем используется delta?

Разберем такой случай.

На вход программе подается картинка с цифрой 6.

На каком языке программирования писать нейронные сети?

Нейронная сеть распознала цифру 8. Пользователь правит цифру на 6. Что происходит далее в программе?

Программа пересчитывает данные для двух нейронов, описывающих число 6 и число 8, причем для нейрона, описывающего число 6 delta будет равна 1, а для 8 = -1

Как задается параметр скорости?

Данный параметр, чем меньше тем, дольше и точнее(качетственнее) будет происходить обучение сети, и чем больше, тем быстрее и «поверхностней» будет происходить обучение сети.

Параметр Speed может задаваться как вручную, пользователем, так и в ходе выполнения программы(к примеру const)

Как видно, весы символов также должны быть определены. А чем они определяются изначально? на самом деле тут также все просто. Определяются они совершенно случайно, это позволяет избежать «предвзятости» нейронной сети. Обычно, интервал случайных значений небольшой -0.4…0.4 или -0.3..0.2 и т.п.

Теперь переходим к самой интересной части. Как это закодировать!

Создадим два класса — класс Нейрон и класс Сеть (Neuron и Net соответственно)

Опишем основные задачи класса Neuron:

— Реакция на входной сигнал

— Суммирование

— Корректировка

(как дополнительно можно добавить чтение из файла, создание начальных значений, сохранение. Оставим это на «совести» читающих)

Переменные внутри класса Neuron:symbol
— Идентификатор «опознания» — LastY

— Описываемый образ — symbolsymbol

Мое знакомство с нейронными сетями произошло, когда вышло приложение Prisma. Оно обрабатывает любую фотографию, с помощью нейронных сетей, и воспроизводит ее с нуля, используя выбранный стиль. Заинтересовавшись этим, я бросился искать статьи и «туториалы», в первую очередь, на Хабре. И к моему великому удивлению, я не нашел ни одну статью, которая четко и поэтапно расписывала алгоритм работы нейронных сетей. Информация была разрознена и в ней отсутствовали ключевые моменты. Также, большинство авторов бросается показывать код на том или ином языке программирования, не прибегая к детальным объяснениям.

П ервым и самым важным моим открытием был плейлист американского программиста Джеффа Хитона, в котором он подробно и наглядно разбирает принципы работы нейронных сетей и их классификации. После просмотра этого плейлиста, я решил создать свою нейронную сеть, начав с самого простого примера. Вам наверняка известно, что когда ты только начинаешь учить новый язык, первой твоей программой будет Hello World. Это своего рода традиция. В мире машинного обучения тоже есть свой Hello world и это нейросеть решающая проблему исключающего или(XOR). Таблица исключающего или выглядит следующим образом:

Соответственно, нейронная сеть берет на вход два числа и должна на выходе дать другое число - ответ. Теперь о самих нейронных сетях.

Что такое нейронная сеть?

Нейронная сеть - это последовательность нейронов, соединенных между собой синапсами. Структура нейронной сети пришла в мир программирования прямиком из биологии. Благодаря такой структуре, машина обретает способность анализировать и даже запоминать различную информацию. Нейронные сети также способны не только анализировать входящую информацию, но и воспроизводить ее из своей памяти. Заинтересовавшимся обязательно к просмотру 2 видео из TED Talks: Видео 1 , Видео 2 ). Другими словами, нейросеть это машинная интерпретация мозга человека, в котором находятся миллионы нейронов передающих информацию в виде электрических импульсов.

Какие бывают нейронные сети?

Пока что мы будем рассматривать примеры на самом базовом типе нейронных сетей - это сеть прямого распространения (далее СПР). Также в последующих статьях я введу больше понятий и расскажу вам о рекуррентных нейронных сетях. СПР как вытекает из названия это сеть с последовательным соединением нейронных слоев, в ней информация всегда идет только в одном направлении.

Для чего нужны нейронные сети?

Нейронные сети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений подобных тем, что делает человеческий мозг. Самыми распространенными применениями нейронных сетей является:

Классификация - распределение данных по параметрам. Например, на вход дается набор людей и нужно решить, кому из них давать кредит, а кому нет. Эту работу может сделать нейронная сеть, анализируя такую информацию как: возраст, платежеспособность, кредитная история и тд.

Предсказание - возможность предсказывать следующий шаг. Например, рост или падение акций, основываясь на ситуации на фондовом рынке.

Распознавание - в настоящее время, самое широкое применение нейронных сетей. Используется в Google, когда вы ищете фото или в камерах телефонов, когда оно определяет положение вашего лица и выделяет его и многое другое.

Теперь, чтобы понять, как же работают нейронные сети, давайте взглянем на ее составляющие и их параметры.

Что такое нейрон?

Нейрон - это вычислительная единица, которая получает информацию, производит над ней простые вычисления и передает ее дальше. Они делятся на три основных типа: входной (синий), скрытый (красный) и выходной (зеленый). Также есть нейрон смещения и контекстный нейрон о которых мы поговорим в следующей статье. В том случае, когда нейросеть состоит из большого количества нейронов, вводят термин слоя. Соответственно, есть входной слой, который получает информацию, n скрытых слоев (обычно их не больше 3), которые ее обрабатывают и выходной слой, который выводит результат. У каждого из нейронов есть 2 основных параметра: входные данные (input data) и выходные данные (output data). В случае входного нейрона: input=output. В остальных, в поле input попадает суммарная информация всех нейронов с предыдущего слоя, после чего, она нормализуется, с помощью функции активации (пока что просто представим ее f(x)) и попадает в поле output.

Важно помнить , что нейроны оперируют числами в диапазоне или [-1,1]. А как же, вы спросите, тогда обрабатывать числа, которые выходят из данного диапазона? На данном этапе, самый простой ответ - это разделить 1 на это число. Этот процесс называется нормализацией, и он очень часто используется в нейронных сетях. Подробнее об этом чуть позже.

Что такое синапс?

Синапс это связь между двумя нейронами. У синапсов есть 1 параметр - вес. Благодаря ему, входная информация изменяется, когда передается от одного нейрона к другому. Допустим, есть 3 нейрона, которые передают информацию следующему. Тогда у нас есть 3 веса, соответствующие каждому из этих нейронов. У того нейрона, у которого вес будет больше, та информация и будет доминирующей в следующем нейроне (пример - смешение цветов). На самом деле, совокупность весов нейронной сети или матрица весов - это своеобразный мозг всей системы. Именно благодаря этим весам, входная информация обрабатывается и превращается в результат.

Важно помнить , что во время инициализации нейронной сети, веса расставляются в случайном порядке.

Как работает нейронная сеть?

В данном примере изображена часть нейронной сети, где буквами I обозначены входные нейроны, буквой H - скрытый нейрон, а буквой w - веса. Из формулы видно, что входная информация - это сумма всех входных данных, умноженных на соответствующие им веса. Тогда дадим на вход 1 и 0. Пусть w1=0.4 и w2 = 0.7 Входные данные нейрона Н1 будут следующими: 1*0.4+0*0.7=0.4. Теперь когда у нас есть входные данные, мы можем получить выходные данные, подставив входное значение в функцию активации (подробнее о ней далее). Теперь, когда у нас есть выходные данные, мы передаем их дальше. И так, мы повторяем для всех слоев, пока не дойдем до выходного нейрона. Запустив такую сеть в первый раз мы увидим, что ответ далек от правильно, потому что сеть не натренирована. Чтобы улучшить результаты мы будем ее тренировать. Но прежде чем узнать как это делать, давайте введем несколько терминов и свойств нейронной сети.

Функция активации

Функция активации - это способ нормализации входных данных (мы уже говорили об этом ранее). То есть, если на входе у вас будет большое число, пропустив его через функцию активации, вы получите выход в нужном вам диапазоне. Функций активации достаточно много поэтому мы рассмотрим самые основные: Линейная, Сигмоид (Логистическая) и Гиперболический тангенс. Главные их отличия - это диапазон значений.

Линейная функция

Эта функция почти никогда не используется, за исключением случаев, когда нужно протестировать нейронную сеть или передать значение без преобразований.

Сигмоид

Это самая распространенная функция активации, ее диапазон значений . Именно на ней показано большинство примеров в сети, также ее иногда называют логистической функцией. Соответственно, если в вашем случае присутствуют отрицательные значения (например, акции могут идти не только вверх, но и вниз), то вам понадобиться функция которая захватывает и отрицательные значения.

Гиперболический тангенс

Имеет смысл использовать гиперболический тангенс, только тогда, когда ваши значения могут быть и отрицательными, и положительными, так как диапазон функции [-1,1]. Использовать эту функцию только с положительными значениями нецелесообразно так как это значительно ухудшит результаты вашей нейросети.

Тренировочный сет

Тренировочный сет - это последовательность данных, которыми оперирует нейронная сеть. В нашем случае исключающего или (xor) у нас всего 4 разных исхода то есть у нас будет 4 тренировочных сета: 0xor0=0, 0xor1=1, 1xor0=1,1xor1=0.

Итерация

Это своеобразный счетчик, который увеличивается каждый раз, когда нейронная сеть проходит один тренировочный сет. Другими словами, это общее количество тренировочных сетов пройденных нейронной сетью.

Эпоха

При инициализации нейронной сети эта величина устанавливается в 0 и имеет потолок, задаваемый вручную. Чем больше эпоха, тем лучше натренирована сеть и соответственно, ее результат. Эпоха увеличивается каждый раз, когда мы проходим весь набор тренировочных сетов, в нашем случае, 4 сетов или 4 итераций.

Важно не путать итерацию с эпохой и понимать последовательность их инкремента. Сначала n раз увеличивается итерация, а потом уже эпоха и никак не наоборот. Другими словами, нельзя сначала тренировать нейросеть только на одном сете, потом на другом и тд. Нужно тренировать каждый сет один раз за эпоху. Так, вы сможете избежать ошибок в вычислениях.

Ошибка

Ошибка - это процентная величина, отражающая расхождение между ожидаемым и полученным ответами. Ошибка формируется каждую эпоху и должна идти на спад. Если этого не происходит, значит, вы что-то делаете не так. Ошибку можно вычислить разными путями, но мы рассмотрим лишь три основных способа: Mean Squared Error (далее MSE), Root MSE и Arctan. Здесь нет какого-либо ограничения на использование, как в функции активации, и вы вольны выбрать любой метод, который будет приносить вам наилучший результат. Стоит лишь учитывать, что каждый метод считает ошибки по разному. У Arctan, ошибка, почти всегда, будет больше, так как он работает по принципу: чем больше разница, тем больше ошибка. У Root MSE будет наименьшая ошибка, поэтому, чаще всего, используют MSE, которая сохраняет баланс в вычислении ошибки.

Root MSE

Arctan

Принцип подсчета ошибки во всех случаях одинаков. За каждый сет, мы считаем ошибку, отняв от идеального ответа, полученный. Далее, либо возводим в квадрат, либо вычисляем квадратный тангенс из этой разности, после чего полученное число делим на количество сетов.

Задача

Теперь, чтобы проверить себя, подсчитайте результат, данной нейронной сети, используя сигмоид, и ее ошибку, используя MSE.

Данные:

I1=1, I2=0, w1=0.45, w2=0.78 ,w3=-0.12 ,w4=0.13 ,w5=1.5 ,w6=-2.3.

Решение

H1input = 1*0.45+0*-0.12=0.45

H1output = sigmoid(0.45)=0.61

H2input = 1*0.78+0*0.13=0.78

H2output = sigmoid(0.78)=0.69

O1input = 0.61*1.5+0.69*-2.3=-0.672

O1output = sigmoid(-0.672)=0.33

O1ideal = 1 (0xor1=1)

Error = ((1-0.33)^2)/1=0.45

Результат - 0.33, ошибка - 45%.

Большое спасибо за внимание! Надеюсь, что данная статья смогла помочь вам в изучении нейронных сетей. В следующей статье, я расскажу о нейронах смещения и о том, как тренировать нейронную сеть, используя метод обратного распространения и градиентного спуска.

Использованные ресурсы:

Искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение - что на самом деле означают все эти нынче популярные понятия? Для большинства непосвященных людей, коим являюсь и я сам, они всегда казались чем-то фантастическим, но на самом деле суть их лежит на поверхности. У меня давно созревала идея написать простым языком об искусственных нейронных сетях. Узнать самому и рассказать другим, что представляет собой эта технология, как она работает, рассмотреть ее историю и перспективы. В этой статье я постарался не залезать в дебри, а просто и популярно рассказать об этом перспективном направление в мире высоких технологий.

Немного истории

Впервые понятие искусственных нейронных сетей (ИНС) возникло при попытке смоделировать процессы головного мозга. Первым серьезным прорывом в этой сфере можно считать создание модели нейронных сетей МакКаллока-Питтса в 1943 году. Учеными впервые была разработана модель искусственного нейрона. Ими также была предложена конструкция сети из этих элементов для выполнения логических операций. Но самое главное, учеными было доказано, что подобная сеть способна обучаться.

Следующим важным шагом стала разработка Дональдом Хеббом первого алгоритма вычисления ИНС в 1949 году, который стал основополагающем на несколько последующих десятилетий. В 1958 году Фрэнком Розенблаттом был разработан парцептрон - система, имитирующая процессы головного мозга. В свое время технология не имела аналогов и до сих пор является основополагающей в нейронных сетях. В 1986 году практически одновременно, независимо друг от друга американскими и советскими учеными был существенно доработан основополагающий метод обучения многослойного перцептрона . В 2007 году нейронные сети перенесли второе рождение. Британский информатик Джеффри Хинтоном впервые разработал алгоритм глубокого обучения многослойных нейронных сетей, который сейчас, например, используется для работы беспилотных автомобилей.

Коротко о главном

В общем смысле слова, нейронные сети - это математические модели, работающие по принципу сетей нервных клеток животного организма. ИНС могут быть реализованы как в программируемые, так и в аппаратные решения. Для простоты восприятия нейрон можно представить, как некую ячейку, у которой имеется множество входных отверстий и одно выходное. Каким образом многочисленные входящие сигналы формируются в выходящий, как раз и определяет алгоритм вычисления. На каждый вход нейрона подаются действенные значения, которые затем распространяются по межнейронным связям (синопсисам). У синапсов есть один параметр - вес, благодаря которому входная информация изменяется при переходе от одного нейрона к другому. Легче всего принцип работы нейросетей можно представить на примере смешения цветов. Синий, зеленый и красный нейрон имеют разные веса. Информация того нейрона, вес которого больше будет доминирующей в следующем нейроне.

Сама нейросеть представляет собой систему из множества таких нейронов (процессоров). По отдельности эти процессоры достаточно просты (намного проще, чем процессор персонального компьютера), но будучи соединенными в большую систему нейроны способны выполнять очень сложные задачи.

В зависимости от области применения нейросеть можно трактовать по-разному, Например, с точки зрения машинного обучения ИНС представляет собой метод распознавания образов. С математической точки зрения - это многопараметрическая задача. С точки зрения кибернетики - модель адаптивного управления робототехникой. Для искусственного интеллекта ИНС - это основополагающее составляющее для моделирования естественного интеллекта с помощью вычислительных алгоритмов.

Основным преимуществом нейросетей над обычными алгоритмами вычисления является их возможность обучения. В общем смысле слова обучение заключается в нахождении верных коэффициентов связи между нейронами, а также в обобщении данных и выявлении сложных зависимостей между входными и выходными сигналами. Фактически, удачное обучение нейросети означает, что система будет способна выявить верный результат на основании данных, отсутствующих в обучающей выборке.

Сегодняшнее положение

И какой бы многообещающей не была бы эта технология, пока что ИНС еще очень далеки от возможностей человеческого мозга и мышления. Тем не менее, уже сейчас нейросети применяются во многих сферах деятельности человека. Пока что они не способны принимать высокоинтеллектуальные решения, но в состоянии заменить человека там, где раньше он был необходим. Среди многочисленных областей применения ИНС можно отметить: создание самообучающихся систем производственных процессов, беспилотные транспортные средства, системы распознавания изображений, интеллектуальные охранные системы, робототехника, системы мониторинга качества, голосовые интерфейсы взаимодействия, системы аналитики и многое другое. Такое широкое распространение нейросетей помимо прочего обусловлено появлением различных способов ускорения обучения ИНС.

На сегодняшний день рынок нейронных сетей огромен - это миллиарды и миллиарды долларов. Как показывает практика, большинство технологий нейросетей по всему миру мало отличаются друг от друга. Однако применение нейросетей - это очень затратное занятие, которое в большинстве случаев могут позволить себе только крупные компании. Для разработки, обучения и тестирования нейронных сетей требуются большие вычислительные мощности, очевидно, что этого в достатке имеется у крупных игроков на рынке ИТ. Среди основных компаний, ведущих разработки в этой области можно отметить подразделение Google DeepMind, подразделение Microsoft Research, компании IBM, Facebook и Baidu.

Конечно, все это хорошо: нейросети развиваются, рынок растет, но пока что главная задача так и не решена. Человечеству не удалось создать технологию, хотя бы приближенную по возможностям к человеческому мозгу. Давайте рассмотрим основные различия между человеческим мозгом и искусственными нейросетями.

Почему нейросети еще далеки до человеческого мозга?

Самым главным отличием, которое в корне меняет принцип и эффективность работы системы - это разная передача сигналов в искусственных нейронных сетях и в биологической сети нейронов. Дело в том, что в ИНС нейроны передают значения, которые являются действительными значениями, то есть числами. В человеческом мозге осуществляется передача импульсов с фиксированной амплитудой, причем эти импульсы практически мгновенные. Отсюда вытекает целый ряд преимуществ человеческой сети нейронов.

Во-первых, линии связи в мозге намного эффективнее и экономичнее, чем в ИНС. Во-вторых, импульсная схема обеспечивает простоту реализации технологии: достаточно использование аналоговых схем вместо сложных вычислительных механизмов. В конечном счете, импульсные сети защищены от звуковых помех. Действенные числа подвержены влиянию шумов, в результате чего повышается вероятность возникновения ошибки.

Итог

Безусловно, в последнее десятилетие произошел настоящий бум развития нейронных сетей. В первую очередь это связано с тем, что процесс обучения ИНС стал намного быстрее и проще. Также стали активно разрабатываться так называемые «предобученные» нейросети, которые позволяют существенно ускорить процесс внедрения технологии. И если пока что рано говорить о том, смогут ли когда-то нейросети полностью воспроизвести возможности человеческого мозга, вероятность того, что в ближайшее десятилетие ИНС смогут заменить человека на четверти существующих профессий все больше становится похожим на правду.

Для тех, кто хочет знать больше

  • Большая нейронная война: что на самом деле затевает Google
  • Как когнитивные компьютеры могут изменить наше будущее
 
Статьи по теме:
Обзор Samsung Galaxy А5 (2016): удачное перерождение Какой экран на самсунг галакси а5
Samsung обновил Galaxy A5 в 2016 году и проделал фантастическую работу над этим Android-смартфоном среднего класса. В прошлом году Samsung приложил немало усилий для модернизации своей топовой серии S, начав с тогдашнего флагмана Samsung Galaxy S6. В 2016
Мобильный телефон Samsung Galaxy S2
Samsung Galaxy S-2 – флагман компании Samsung в линейке выпускаемых мобильных коммутационных устройств. Использующий архитектуры ОС Android 2.3 , смартфон впервые был представлен вниманию мировой общественности на специализированной выставке MWC (Mobile
Как скопировать веб-страницу если там установлена защита от копирования
В нашем законодательстве существует понятие добропорядочности граждан, то есть предполагается, что человек не виноват, пока никто не доказал обратное. С другой стороны незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поскольку уровень п
Как правильно выполнить сброс настроек
Cодержание: Зачем нужна эта функцияПричин воспользоваться данной функцией может быть множество. Нередко пользователи сталкиваются с проблемой ограничения памяти.SD-карта всегда имеет свой предел, а встроенная в телефон память, как правило, может вместить