Как правильно настроить цвет монитора. Топ программ для тестирования и настройки монитора

Как откалибровать монитор | Две причины для калибровки монитора

Если вы уже прошли все описанные этапы, то значит, уже многое сделано. Если у вашего монитора нет системы управления цветом, или же вы хотите создать профиль ICC – милости просим в следующий раздел, где мы подробно объясним, как это работает.

Как откалибровать монитор | Применение: как настраивать цветность

В обзорах мониторов мы всегда измеряем цветовой охват и яркость сигнала, даже если в большинстве случаев эти параметры не настраиваются. Для этого нужна система управления цветом (CMS), недоступная для большинства мониторов. В частности, наш опыт с данной функцией опирается лишь на пару дорогих телевизоров и проекторов. Если среди настроек монитора есть предустановки цветового охвата, с их помощью можно улучшить точность цветопередачи. Следует выбрать ту, которая лучше всего подходит для необходимых пользователю задач (sRGB/Rec. 709 для большинства случаев применения или Adobe RGB 1998 для редактирования изображений). Затем нужно провести измерение, чтобы убедиться, удовлетворяет ли предустановка требованиям стандарта.

Проведём небольшой урок "анатомии".


Хроматичность AOC Q2963PM после калибровки

Такую диаграмму вы найдёте во всех наших обзорах мониторов. Конкретно эта принадлежит монитору AOC Q2963PM . Сверху находится поле цветовой насыщенности. Уровень цветовой насыщенности – это просто дистанция от белой точки на диаграмме CIE. Видно, как эталонные точки по прямой линии идут из белой точки в сторону каждого основного и вторичного цвета. Чем дальше точка от центра, тем больше насыщенность, пока измерения достигнут 100% на вершине треугольника цветового охвата. Вместо измерения только 100%-ного уровня насыщенности, мы также измеряем ступени в 20, 40, 60 и 80%. Если измерять только насыщенность на уровне 100%, многие мониторы могут генерировать неплохие на вид диаграммы. Замеры различных уровней дают более точные результаты цветового охвата.

Средняя часть диаграммы показывает яркость цветового охвата. Это третье измерение цвета, отсутствующее на графике CIE. Мы считаем, что оно имеет более значительное влияние на воспринимаемую точность цветопередачи, чем точки на треугольнике цветового охвата. Чем короче столбцы, тем выше качество. У данного монитора оно превосходное.

Нижняя диаграмма содержит данные погрешностей Delta E. Здесь также значения ниже трёх невооружённому глазу незаметны. Наша диаграмма показывает погрешности для каждого цвета на каждом уровне насыщенности.

Если у вас есть один из очень редких дисплеев с системой управления цветом, то может пригодиться краткое руководство по её настройке. Не забывайте, что нет двух одинаковых систем, и некоторые из них могут работать некорректно. Использовать CMS следует осторожно, с применением необходимых инструментов и пониманием того, что ваши действия могут не улучшить качество изображения.

Традиционные CMS имеют три регулировки для каждого основного и вторичного цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлость (Lightness). Очевидно, что каждая обладает определёнными эффектами. Давайте ещё раз посмотрим на пустой график CIE.

Например, при настройке тона на зелёный цветовая точка сместится в сторону голубого или жёлтого. Если настроить тон вторичного цвета, его точка сместится к одному из основных цветов, из которых он состоит. Например, пурпурный двигается между синим и красным цветами.

Регулировка насыщенности сдвигает цвет ближе и дальше от треугольника цветового охвата. Как и в диаграмме настройки оттенков серого ("в яблочко"), можно управлять регулировками тона и насыщенности, чтобы вывести цветовую точку в целевой квадрат.

Теперь рассмотрим регулировку светлости.

В CMS светлость – это просто ещё один термин яркости сигнала. Для её настройки сначала нужно выставить цветовые точки на диаграмме CIE. Затем, начиная с красного, настраивать светлость, пока столбцы, изображённые выше, максимально не приблизятся к нулю. Звучит просто, может быть, так и есть. Есть вероятность, что все три настройки будут влиять друг на друга, и придётся немало повозиться, чтобы получить наилучший результат. Настройка CMS может занять много времени. Однако базовая процедура включает настройку тона и насыщенности для каждого цвета, а затем необходимо вернуться к настройке светлости.

Создание ICC-профиля

У большинства мониторов данные хроматичности встроены в прошивку, но это предполагает, что они были правильно измерены на заводе. А, исходя из своего опыта, мы знаем, что не бывает двух идентичных мониторов. Лучше всего создавать профиль ICC с помощью самостоятельного измерения основных цветов. Мы для этого пользуемся бесплатной программой QuickMonitorProfile.

После сбора координат CIE для каждого основного цвета, у вас есть всё необходимое для создания профиля. Всё, что потребуется, - это выбрать пункт Custom из выпадающего меню Chromaticity, и затем ввести значения X и Y для каждого цвета. После этого их можно сохранить, чтобы при необходимости вернуться к ним впоследствии.

Как откалибровать монитор | Калибруйте мониторы для улучшения качества изображения

Поскольку этапы калибровки хорошо разбавлены теоретической информацией, мы решили свести их в один компактный список рекомендаций:

  1. Прогрейте монитор хотя бы в течение 30 минут, перед тем как делать какие-либо измерения. Лучше быть уверенным, что фоновая подсветка полностью стабильна.
  2. Выберите режим изображения, обеспечивающий доступ ко всем возможным настройкам, включая точки для уровней, гамму, оттенки серого и цветность.
  3. Настройте уровни с помощью PLUGE и шаблонов. Постарайтесь предотвратить клиппирование самых тёмных и самых светлых областей шкалы яркости. Возможно, стоит использовать измерительный прибор для определения максимального уровня света. Мы всегда используем 200 кд/кв.м.
  4. Настройте регулировку гаммы на значение 2,2, если такая регулировка имеется. Для разблокировки ползунков RGB параметр цветовой температуры нужно выставить на пользовательский или собственный.
  5. Убедитесь, что гамма близка к 2,2. Если нет, измените предустановку.
  6. На примере 80%-ного белого шаблона настройте ползунки RGB с помощью измерительного прибора и соответствующей программы. Нам нравятся диаграммы со столбцами и "в яблочко", но вы можете использовать тот метод, который предпочли, и использовать для настройки белой точки на значение 6500K или D65.
  7. Измерьте цветовой охват с помощью оконных шаблонов. Запишите координаты CIE для создания профиля ICC. Некоторые программные пакеты сделают это за вас. Если ваш монитор предоставляет на выбор цветовые охваты, выберите тот, который наилучшим образом подходит для ваших задач. sRGB/Rec. 709 отлично подходят для игры, просмотра видео и работы на ПК. Adobe RGB 1998 подходит для фоторедакторов, если камера имеет такой же цветовой охват.
  8. Проверьте результаты с помощью окончательной серии измерений. Теперь всё готово!

Основное преимущество этого метода по сравнению с программной таблицей совместимости связано со стабильностью. С LUT очень легко начать гонять настройки цвета друг за другом, особенно когда вы добавляете дополнительную переменную ICC-профиля. Каждое приложение выполняет свои функции немного по-разному, и лёгкое изменение в цвете на мониторе может означать большие неудобства позже, когда вы будете, например, печатать изображение. Когда дисплей корректно настроен с помощью собственных регулировок, в LUT нет необходимости, и вы можете использовать один профиль ICC, который выключается либо включается в зависимости от приложения. Например, при создании графиков для обзоров мы не используем профили, поскольку всё создаётся для Интернета.

Если вы хотите понять, какой монитор купить, довольно просто создать собственные бенчмарки на базе приведённых этапов. Тогда вы точно будете знать слабые или сильные стороны дисплея. По аналогии с тем, как мы рассматриваем яркость, гамму, оттенки серого и цвет, вы можете протестировать эти параметры, чтобы подобрать модель под ваши требования.

Если после прочтения данного материала у вас остались или появились новые вопросы, хотим предупредить, что на подходе новая статья на эту тему. В следующий раз мы сконцентрируемся на пакете CalMAN CalPC. SpectraCal имеет несколько комплектов с недорогими измерительными приборами и клиентским модулем, генерирующим шаблоны, по цене примерно $300. Если у вас уже есть измерительный прибор, дополнительно в Сети можно купить программу за $149.

Мы надеемся, что теперь вы лучше понимаете принципы калибровки монитора и работы встроенных регулировок для улучшения качества изображения. Следуя приведённым в этой статье этапам, которые мы используем в наших обзорах, любой человек, обладающий необходимыми инструментами, может добиться таких же результатов.

В данной статье я расскажу вам, что такое правильный просмотр фотографий: как смотреть и на чём смотреть. А также расскажу о терминологии, что бы проще было понимать, что есть что в мире фотографии =)
Но для начала 2-е небольшие аксиомы которые затем будут рассмотрены в этой статьи. Если вы хотите увидеть настоящий цвет фотографий который изначально задумывал фотограф/дизайнер/художник:

1) Просматривать фотографии в электронном виде следует только на IPS мониторах / LED телевизорах (при этом они должны быть откалиброваны)
2) Натуральный цвет распечатанной фотографии будет только при дневном (уличном) свете. В помещении фотография будет уходить в жёлтый цвет (если обычные лампы) и в синий цвет (если энергосберегающие лампы).

Цветокоррекцией занимаюсь уже давно и за это время успел досконально разобраться во всех аспектах восприятия цвета человеческим глазом.

Начнём с того, что мужчины и женщины немного по-разному видят цвета. Женщины более чувствительны к восприятию различных цветовых оттенков, нежели мужчины. В этом я убедился, занимаясь дизайном сайтов и логотипов для компаний. Когда ещё только начинал работать, я не видел особой разницы между оттенками цветов. Думаю, эта картинка очень хорошо подходит к данной теме:

Также не понимал, зачем художникам столько "одинаковых" оттенков в палитре. Однако чем дольше я работал с цветом, тем больше прояснялась картина, насколько отличны цветовые оттенки друг от друга. Самое главное, что умение видеть больше оттенков развивается точно также как и слух и голос.

Итак, с особенностями человеческого восприятия цвета мы разобрались, а что если монитор плазменная панель планшет и даже глянцевая бумага, на которых мы смотрим фотографии, показывают нам не те цветовые оттенки, которые были задуманы изначально? В первую очередь это разочарование для создателя, который цветом пытался показать настроение.
В 2011-ом году я выступал на конференции посвященной свадебной фотографи. Темой выступления стала - творческая обработка фотографий. Был тщательно подготовлен материал, распечатаны фотографии. Началось мое выступление, включились проекторы и... цвета которые показывал проектор так сильно отличались от оригинала, что всю суть моей темы на конференции пришлось объяснять по раздаточным материалам. Из-за неоткалиброванного проектора было невозможно объяснять людям, почему я применил именно тот или иной цвет, т.к. цвета и оттенки были сильно искажены..


С тех пор, на любом моём выступлении - главное условие это откалиброванный монитор/проектор

Но как же понять, какой цвет должен быть в действительности? Во-первых, необходимо, чтобы просмотр материала проводился на откалиброванном мониторе. Помимо этого нужно ещё понимать, если фотограф обрабатывал фотографию на дизайнерском мониторе с IPS матрицей, то цветовой спектр изначально намного богаче (большее количество цветов), чем у тех же стандартных TFT / LED мониторов. На что это влияет? Цвета находящиеся рядом друг с другом, будут сливаться, и выглядят не как несколько оттенков одного цвета, а как один цвет. Представьте, по той же картинке, что у вас все эти 3-и цвета из 4-х могут быть абсолютно одинаковыми, хотя на более менее откалиброванном мониторе это абсолютно разные 4-е оттенка жёлтого цвета.


Зрительно, возможно, это не так заметно, однако при детальном рассмотрении вся фотография будет выглядеть с таким диапазоном куда менее глубокой и с менее прорисованными деталями.

Как проверить свой монитор в домашних условиях?

Есть 3-и теста:

1 . Проверка на отображение чёрного цвета в фотографии и теней
http://www.lagom.nl/lcd-test/black.php
(Если Вы видите все квадраты с 1 по 255 квадрат - у вас идеально откалиброван монитор по чёрному цвету и вы видите все переходы теней на фотографии. Допускается также с 3 по 255 квадрат. Если видите, начиная с 4, 5-ого квадрата, значит монитор по этому параметру не откалиброван.)

2. Проверка на отображение белого цвета в фотографии и засветов.
http://www.lagom.nl/lcd-test/white.php
(Если Вы видите все квадраты с 200 по 254-ый, то у вас идеально откалиброван монитор по белому цвету. Допускается также с 200 по 253 квадрат. Если видите только до 250-252, то монитор по этому параметру не откалиброван.)

Проверка на смещение цветового градиента и путаницу с цветовыми оттенками -

(Перед вами с левой и с правой стороны вертикальные прямоугольники. Если с левой стороны у вас он разделяется на 2-е линии, а с правой стороны на 3-и с разным цветом - означает, что монитор НЕ откалиброван по цвету. Например, синий для вас будет, возможно, сиреневым, а оранжевый превратится в коричневый. Всё зависит от того на сколько чётко разделяются эти линии по цвету между собой. Чем меньше различие, тем лучше. В идеале на откалиброванном мониторе слева виден только серый цвет без разделения на 2-е линии. И справа только серый цвет без разделения на 3-и линии.)

Вот что должно получиться в идеале:


Однако если у вас получился результат с цветными полосками, то в этом случае у вас не откалиброван монитор и цвета он показывает не верно:


В большинстве случаев результат неутешительный.

Возможно, вы подумаете, что всему виной ваш монитор, однако не стоит спешить. В любом компьютере картинку на монитор передаёт видеокарта. И всё дело в ней. Монитор лишь показывает изображение которое идёт с видеокарты. Если вы придёте в компьютерный магазин и возьмете 2-а абсолютно одинаковых ноутбука то с вероятностью в 90% дисплеи будут показывать разные цвета. Скорей всего, вы слышали такую фразу, что лучше всего просматривать фотографии на продукции компании Apple (iMac, Ipad и т.д.). Это действительно так, и причиной этому лишь тот факт, что в отличие от ноутбуков и PC компьютеров, которые собираются из разных деталей, видеокарт и мониторов, компьютеры компании Apple - это сразу моноблок, который уже соединил в себе монитор и видеокарту. Логично, что откалибровать такой моноблок можно ещё при сборке, чего не скажешь о РС компьютерах. Ведь сотрудники магазина не знают, какой монитор вы купите и с какой видеокартой совместите.

Покупать продукцию Apple, чтобы "правильно" просматривать фотографии - не единственный выход. Существуют специальные калибраторы: отдельно для мониторов и для принтеров. Я пользуюсь фирмой DataColor. Есть калибратор как на монитор (в моём случае это Spyder 3 Elite), так и калибратор принтера Spyder 3 Print SR.




Процесс калибровки монитора весьма прост. Вам нужно будет поместить на дисплей датчик, он в свою очередь прогонит все цвета и сделает корректировку по цветовым оттенкам. Данная информация (цветовой профиль) записывается в видеокарту. Калибровка монитора занимает в среднем 10-15 минут. Калибровка принтера, за счёт печати специальных мишеней на определенном типе бумаги, займёт в среднем до 2-х часов. Калибровать монитор нужно только в режиме sRGB! Если ваш монитор не поддерживает этот режим, проконсультируйтесь насчёт калибровки с фирмой производителя вашего монитора. Т.к. калибровка в других режимах хоть и улучшит ситуацию на момент - 1-ого и 2-ого теста, который мы с вами прошли, однако 3-ий тест может быть завален из-за того, что монитор может не поддерживать такой диапазон цветового охвата который нам нужен.

Пример как выглядит картинка на всех дисплеях у меня и у моих цветокорректоров:

Если нет возможности воспользоваться калибратором?

В этом случае посоветую посмотреть данное видео - и воспользоваться программой Atrise Lutcurve, которую можно найти в любом поисковике.

Нужно только чётко понимать, смысл калибровки с помощью Atrise - не установка абсолютных правильных значений цветов, как с помощью калибратора, а устранение ухода от нейтрали в оттенки. Ведь когда мы настраиваем гитару по первой струне на слух без камертона, она у нас не точна. Но настроив остальные струны по первой струне гитара начнёт звучать правильно, не фальшивить.

1) Никогда не смотрите фотографии на телевизоре-плазме. На плазме в десятки раз меньше количества цветовых оттенков нежели в мониторах, за счёт чего фотография, просмотренная на ТВ будет с огромным контрастом и жуткими перепадами по цвету. Если и смотреть, то только на LED/OLED телевизорах или с IPS матрицей.
2) Выбирайте только качественные центры печати фотографий. Например я, при отдаче свадеб, отдаю молодоженам ещё распечатанные цветовые мишени на откалиброванном принтере. Тем самым можно сравнить полученную мишень с той которая на мониторе, а также использовать её в будущем для тестовой печати в фотолаборатории. Снимки можно сравнивать только при естественном освещении - желательно утром или днём, но не ночью, т.к. не должно быть никакого доп.источника освещения.

Тестовая мишень (нажмите что бы увеличить на полный экран, а также распечатать в будущем.):

В мае 2015-ого года, с коллегами устроили проверку разных фото салонов - всего было 3-и салона в Зеленограде и 12 в Москве и МО.
Из 15-и "профессиональных" фото салонов - только 2-а показали себя с лучшей стороны. Проверка была по 3м критериям на 5-и разных фотографий:
- Качество бумаги (её плотность)
- Качество чернил и откалиброванность оборудования (калибровка принтера относительно откалиброванного монитора)
- Квалификация рабочего персонала на знание того, чего они делают.

Если с 1-ым у 11-и фото салонов из 15-и было всё хорошо, то по 2-ому и 3-ему пункту - жуткие промахи..
Только у 4х фото салонов - были откалиброванное оборудование! У всех остальных - Ч/Б фотографии у кого-то уходили в розовый оттенок, у кого-то зеленили. Про цветные фотографии вообще говорить печально - голубые цветы превращались у кого-то в сиреневые у кого-то в зеленоватые. У кого-то платье становилось пересвеченным, а у кого-то пиджак жениха сливался в единый цвет и не имел теней. По яркости и контрасту также у многих большие пробелы.
Что касается квалификации персонала - некоторые "специалисты" не могли ответить на вопрос - какая плотность бумаги. Кто-то резал фотографии - самым дешевым резаком для документов после которого оставались следы белой кромки.

По результатам, как оказалось, в Зеленограде печатать вообще ничего нельзя. А вот в Москве мы выделили 2-а лучших центра:
ФотоЛаб , ФотоПро
Я не знаком ни с одним из владельцев данных студий и данные тесты были независимые. Какое качество будет через полгода-год - не известно, надеюсь останется хорошим. Но по крайней мере данные тесты показали, что только ~ 1 из 10-и фото центров действительно работают как профессиональные фото лаборатории.

Пример одной из проверки. Обе фотографии были отсканированы. Слева печать в фотолаборатории с откалиброванным оборудованием, справа печать в фотолаборатории которые не позаботились о качестве печати и калибровке оборудования.

3) Цвет и яркость напечатанной фотографии строго зависит от условий в которых просматривается данная фотография. Натуральный цвет будет только в случае, если эту фотографию посмотреть на улице с естественным освещением. Если посмотреть ту же фотографию в квартире - то её цвет зависит от цветовой температуры ламп. Если лампы ~ 2700 кельвинов - фотография будет уходить в более жёлто-красный оттенок. Если лампы ~ 6400 кельвинов и более - фотография будет уходить в более синий и холодный оттенок.


4) Каждый просмоторщик фотографий - ACDsee, Picasa и т.д. имеют свои встроенные цветовые профили. Тем самым они могут по разному отображать цвета одной и той же фотографии. Тоже самое иногда касается и некоторых браузеров. Поэтому будьте внимательны.

Но даже при всём при этом, не забывайте что у каждого человека свои предпочтения по цвету, и что для вас может показаться идеальным цветом, для другого - это будет не так, и наоборот =) Именно поэтому до сих пор не существует единого правила/шаблона по цвету к которому нужно стремиться в картинах, фотографии, кинематографе и т.д. т.к. все люди разные и у каждого своё видение =)

Обе таблицы выполнены в разрешении 1280*1024 как наиболее распространённом сейчас на мониторах 17" и 19" Для просмотра и регулировки их следует вывести на весь экран в масштабе 100%(на чёрном фоне для точной настройки тёмных оттенков, и на белом для точной настройки светлых). Стандартная программа просмотра изображений и факсов в Windows XP с этим справится. На мониторах 17" и 19" они будут занимать всё пространство экрана, на мониторах 15" (где разрешение 1024*768) они будут выходить за пределы экрана. На мониторах 20" и более (1600*1200) они будут занимать лишь центральную часть, но это не критично - главное чтобы они были выведены на экран в масштабе 100% или 1 :1. Хотя монохромная таблица может быть масштабирована до половинного разрешения(640*512) без потери точности.
Монохромная таблица имеет квадраты по центру и плавные градиенты по бокам. Номера на квадратах, соответствуют уровню яркости пикселей(0..255)

Цветная таблица имеет 9 зон с различными вариантами плавных переходов в цветовых каналах RGB и монохромные градиенты по бокам. Фактически в этих 9-ти зонах с 65536 оттенками каждая, перебираются все возможные варианты оттенков RGB, за исключением яркостных для каждого случая. Таблица может также использоваться для оценки плавности цветопередачи принтеров, в нижней части есть три градиента для цветов CMY. Ещё одно "побочное" применение цветной таблицы - её можно использовать для оценки качества компрессии различных форматов файлов (. jpg .png .tif) - при увеличении будут видны все дефекты и потери(если они есть).

Что должно быть видно, а что нет.

При просмотре монохромной таблицы на экране должно быть видно следующее:
- плавные градиенты по бокам должны иметь именно плавный характер, без каких либо заметных "ступенек", у левого градиента не должно быть широкого белого провала в середине, у правого не должно быть черного. Они оба должны плавно смыкаться в середине. Если ширина светлой зоны плавного градиента слева меньше, чем ширина тёмной зоны справа, то у монитора имеется провал в тёмных оттенках, если наоборот, то у монитора завышена яркость. Если же средние зоны плавных градиентов имеют одинаковую монотонность и протяженность, то монитор очень хорошо передаёт полный диапазон полутонов, без заметных провалов. Более точно передаваемый диапазон виден по квадратным зонам в середине таблицы(вверху и внизу).
- все квадраты с номерами должны быть видны, соседние не должны сливаться. Крайние квадраты с номерами 15..0 должны плавно исчезать из вида, темнеть плавно вплоть до 0 (это хорошо заметно если выключить в помещении свет и просматривать таблицу на чёрном фоне). С номерами 240..255 также должны плавно исчезать из вида(хорошо видно на белом фоне). Если присмотреться то фон с номером квадрата чуть должен чуть отличаться от фона квадрата.
При просмотре цветной таблицы должно быть видно следующее:
- плавные цветные градиенты в 9-ти зонах должны выглядеть именно плавно, без каких либо заметных ступенек. К примеру 3 зоны в середине (сверху вниз) при неправильной регулировке или при несовершенной матрице монитора имеют диагональную ступенчатость, или могут отображаться в виде более грубого градиента с большим "квадратным" шагом.

Не должно быть резких завалов в чёрное и белое по углам 9-ти зон(левый нижний, правый верхний углы каждого в квадратах).

Для того, чтобы всё отлично себе представить я рекомендую взглянуть хотя бы раз на эти таблицы выведенные на ЭЛТ монитор. Если ваш результат отличается от описанного и от результата на ЭЛТ мониторе, то требуется регулировка.
Сразу скажу, что регулировка может устранить дефекты цветопередачи только в случае неправильной настройки монитора, устранить дефекты связанные с его конструктивными особенностями (например, тип матрицы, заводские установки кривых яркости, цветовой баланс лампы подсветки или её изношенность) невозможно.

Настройка.

Для настройки в принципе можно обойтись монохромной таблицей, цветную можно использовать уже для проверки.
- включите таблицу для просмотра на весь экран. Желательно на чёрном фоне, если разрешение вашего экрана больше чем размер таблицы.
- отрегулируйте яркость до комфортного уровня, но так чтобы самые тёмные зоны (15..0) не исчезли полностью и не начали сливаться с чёрным фоном.
- затем начинайте регулировать контраст изображения так, чтобы на таблице стали видны все светлые зоны (240-255) но в то же время не пропали самые тёмные. При этом плавность градиентов по бокам возможно всё ещё не будет идеальной.
- плавности градиентов можно добиться если в вашем мониторе есть регулировка R G B (красный зелёный синий) каналов.
- для гарантированной точной настройки удобно убрать два канала R(красный) и В(синий) в нулевое значение а настраивать только G (зелёный). Итак убавьте яркость каналов R и В до нулевого значения, и регулируйте яркость зелёного канала G до тех пор, пока на плавных градиентах пропадёт ступенчатость. Надо отметить - что во время регулировки ступенчатость плавно уменьшается(из мелкого шага в более крупный, до плавного) до тех пор пока вы не "попадёте" в правильное значение, затем начнёт опять возрастать(из плавного в крупный шаг, затем в более мелкий). Т.е. регулируется как бы по синусоиде. Когда вы попадёте в нужное значение можно выставить остальные два канала R и B в такое же значение. После этого возможно надо будет чуть чуть подправить уровень яркости или контраста.

Как только вы замечаете, что плавные градиенты не имеют ступенчатости и белых/чёрных провалов в середине, а все квадраты с уровнями яркости видны, то регулировку можно считать законченной. Если провалов в яркостях нет, но градиент никак не удаётся устранить(либо наоборот) - то скорее всего виновата матрица монитора, возможно она выполнена по старому типу PVA/ MVA или TN+ Film. У старых мониторов на таких типах матриц встречается "урезанная" разрядность цветопередачи.

Отмечу, что для каждого уровня яркости и контраста монитора настройки уровня каналов R G B будут меняться. На моём мониторе SONY SDM-205KB в каждом из режимов (тёмный, средний, яркий, авто) уровни всех настроек сохраняются и нет необходимости всё время их регулировать - нужно было просто их правильно настроить один раз, т.к. в заводском варианте точность настроек была ОЧЕНЬ далека от идеальной.. То же самое могу сказать и про монитор на работе ( Samsung 172N) и про многие другие которые я видел в последнее время, все они были не настроены.

Оптимальная цветовая температура монитора для изображений цветового пространства sRGB обычно составляет 6500К. Лампа подсветки мониторов обычно имеет такую же цветовую температуру, если вы настроите каналы RGB синхронно то цветопередача монитора в теории будет близкой к оптимальной для sRGB изображений.
Если вы хотите проверить настройку цветовой температуры вашего монитора, т.е. измерить её численно, то можно воспользоваться цифровой фотокамерой и съёмкой в RAW. Всё что нужно - включить белый фон на мониторе, а затем выставить по этому фону баланс белого в фотокамере и сделать снимок экрана. При открытии RAW файла в Photoshop вы увидите полученное по снимку значение баланса белого. У меня по измерениям зеркальной фотокамерой и цифрокомпактом получилось:
- 6450K на значении яркости лампы "яркая"
- 6400K на значении яркости лампы "средняя"
- 6800K на значении яркости лампы "тёмная"
Думаю в пределах погрешности значения вполне допустимые.

P.S. Решил также опубликовать искусственно сгенерированный "идеальный" спектр видимого света (все цвета радуги). Оценивая его плавность и монотонность можно судить о качестве цветопередачи цветов вашего монитора с точки зрения визуального восприятия света в реальной жизни, а также узнавать смещение баланса белого в сторону холодных или тёплых тонов(по ширине синего и красного участков). Ещё по нему можно проверять работу фотографических фильтров(в том числе и программных в Photoshop) наблюдая как они отсекают какую-либо из его частей или смещают баланс белого.

Зачастую после печати цифровых фотографий на цветном принтере, пользователи сталкиваются с проблемой некорректного отображения цветов.

Т.е. фотография после печати выглядит совсем иначе, чем при просмотре на экране.

Для устранения этой проблемы используется калибровка экрана ноутбука.

Калибровка монитора – это процедура настройки его цветовой гаммы, с целью максимального приближения цветов, отображаемых на экране устройства, к реальным цветам, которые пользователь получит после печати.

После выполнения процедуры калибровки, изображение будет практически одинаковым на различных компьютерах, с различными дисплеями.

С калибровкой дисплеев в основном сталкиваются люди, сфера деятельности которых связана с видео и фотомонтажом (как профессионалы, так и любители), художники и дизайнеры, а также веб-дизайнеры.

К недостаткам некалиброванных дисплеев следует отнести:

  • неточное представление цветов и оттенков,
  • потерю детализации на светлых и темных участках,
  • неправильные значения яркости и гаммы,
  • некорректное отображение дизайна веб-страниц,
  • усталость глаз после работы с компьютером.

Следует отметить, что дисплеи на IPS матрице, хоть и в меньшей мере, но также нуждаются в калибровке.

Как правило, вместе с монитором поставляется специальное программное обеспечение для выполнения калибровки.

А вдруг и эти статьи будут Вам также интересны:

  • Почему может не включаться монитор? - Распространенные причины
  • Лучшие советы: Как изменить разрешение экрана монитора

Способы калибровки экрана

Существует два подхода к калибровке дисплея – аппаратный и программный. Наиболее доступным для среднестатистического пользователя является программный способ калибровки.

Программная калибровка, как правило, не позволяет достичь уровня аппаратной калибровки, но все же не следует пренебрегать и этим способом.

Аппаратный способ более затратный как с точки зрения денежных средств, так и с квалификации человека выполняющего калибровку. Аппаратный подход можно разделить на 3 ключевых этапа:

    Настройка монитора (цвет, яркость, контраст) выполняется таким образом, чтобы в настроенном положении соответствовать требованиям аппаратуры (спектрофотометр и калибровочное ПО).

    Настройка видеокарты на линейный режим работы.

    Тестирование системы и сохранение измененных настроек в цветовой профайл монитора.

Совет! Для упрощенной аппаратной калибровки можно распечатать на цветном принтере снимок, после чего изменяя параметры дисплея добиться максимальной схожести цифрового и распечатанного снимка.

Подготовка к калибровке экрана

Первое, с чего следует начать это сброс настроек видеокарты, все настройки должны быть приведены к стандартному виду.

Перед выполнением калибровки очень важным показателем является температура матрицы.

Для достижения равномерной температуры необходимо подобрать видеоряд общей продолжительностью около 4–5 часов, с динамической картинкой, предварительно развернув окно просмотра на весь экран.

Эти манипуляции позволят выполнить равномерный прогрев всех участков матрицы дисплея.

Следующий этап – подбор правильного уровня освещения. Изначально рекомендуем поработать над стабильностью освещения.

Достичь этого можно при проведении калибровки в солнечный погожий день после полудня.

На этом этапе наша задача - получение наиболее спокойного, стабильного и мягкого света. Также следует учитывать, что ЖК-дисплеям свойственно искажать цвета в зависимости от угла обзора.

  • Инструкция: Подключить телефон к телевизору – любимые фото на экране телевизора

Калибруем экран с помощью программ

Калибровка экрана средствами Windows довольно тривиальна и больше подходит для настольных компьютеров, чем для ноутбуков.

Для настройки необходимо зайти в Пуск, в строке поиска написать «калибровка», после чего перейти в соответствующее меню.

Чтобы приступить к калибровке, необходимо нажать кнопку «Далее», после чего настройка будет выполняться с помощью Мастера калибровки, каждый шаг которого снабжен подробными объяснениями на русском языке.

Существует достаточно большое количество программ для выполнения калибровки экрана.

В этой статье мы рассмотрим лишь одну из них - Atrise Lutcurve.

Программа платная, но имеет 30-дневную пробную версию, русифицированный пользовательский интерфейс, а также понятные инструкции по работе с каждым режимом программы.

Установка программы ничем не примечательна, поэтому не будем заострять на ней внимание, а перейдем непосредственно к калибровке.

Важно! Для повышения качества калибровки, перед ее выполнением, выполните рекомендации, описанные в предыдущем пункте. При выполнении настроек необходимо зафиксировать взгляд и постараться не менять его до их окончания.

Запускаем программу, переходим к первой вкладке «Точка черного» и выполняем настройку.

Суть настройки заключается в изменении параметров «Черный» и «R» «G» «B» до тех пор пока не будут видны квадраты «2,2,2» и «3,3,3», причем фон должен оставаться максимально черным, а квадрат «1,1,1» должен быть на грани различимости.

При настройке сначала следует пользоваться возможностью аппаратной настройки яркости (в ноутбуках это сочетание клавиши Fn и функциональных клавиш от F1 до F12) и лишь потом после исчерпания аппаратных возможностей следует проводить настройку в программе.

Переходим к вкладке «Точка белого» и регулируем контрастность таким образом, чтобы увидеть квадраты «252,252,252» - «254, 254, 254».

При выполнении настройки вы должны получить максимально нейтральный белый цвет, без оттенков.

Настраиваем гамму в соответствующей вкладке. В этой настройки мы должны получить цвет вертикальных столбцов как можно меньше отличающийся от фона.

В идеале все должно быть серым, хотя легко различимая цветность допустима.

Допустимо оставлять окрашенной верхнюю и нижнюю часть столбцов, но их средняя часть должна быть абсолютно серой.

Если монитор поддерживает регулировку четкости, ее можно настроить в меню «Гамма и четкость».

Суть регулировки заключается в том, чтобы сделать квадраты менее видимыми как между собой, так и на фоне.

Четкость монитора неправильно настроена, если полоски квадратов резко отличаются между собой по яркости.

В следующей вкладке «Баланс цветов» можно провести тонкую настройку цветовой температуры изображения.

Для этого необходимо сделать светлые, темные и средние тона серого максимально обесцвеченными.

После этого необходимо вернуться к предыдущим пунктам настройки добиваясь компромисса по всем параметрам.

Вкладка «Корректировочные точки» позволяет подстроить кривую передачи яркости от черного до белого (0…255).

Перемещая позицию кривой от 0 до 255 необходимо найти точки, в которых на изображении в центре появляется цветовой оттенок и настроить их с цветного до серого.

Переходим к последней вкладке - «Все регуляторы». Необходимо убедиться, что кривая передачи яркости не имеет изломов и не отсекает края диапазона.

Калибровка монитора от А до Я. Критерии качества калибровки. Алексей Шадрин

Инструкция: Калибровка экрана ноутбука - настройка цветопередачи

Цель настройки монитора - точная цветопередача

Производитель, как правило, уделяет точности цветопередачи не самое первостепенное значение. Для хороших продаж эффективнее расставлять акценты на цене, дизайне, каких-то дополнительных (зачастую ненужных) возможностях. Поэтому максимально точная цветопередача без дополнительной настройки - это либо случайность, либо какие-то очень дорогие специальные модели, либо просто равнодушие людей к такому важному параметру, от которого зависит здоровье глаз, эмоциональное состояние и свежесть мысли.

Однако, к какой бы категории покупателей вы ни принадлежали (профи, любители, продвинутые пользователи и др.), скорее всего, вы будете стремиться к тому, чтобы добиться от монитора максимально возможного качества в соответствие с возможностями той или иной модели. Не секрет, что во многом это желание обусловлено непростой экономической обстановкой, вынуждающей внимательно относиться к каждому потраченному на оборудование рублю, особенно, если речь идет о мониторах для профессиональных или игровых нужд.

Параметры первичной настройки монитора (яркость, контраст, температура)

Разумеется, есть очень много людей, которые предпочитают не залезать в меню настроек монитора по причинам боязни «что-либо испортить», лени или просто незнания таких возможностей. Как правило, их мониторы грешат избыточной яркостью, которую вряд ли можно назвать полезной для глаз. При этом люди забывают о том, что наше зрение - это уникальный адаптивный инструмент, гибко приспосабливающийся к разным условиям. Вряд ли вам понадобится больше получаса (а иногда хватает и 5 минут), чтобы полностью привыкнуть к новым условиям снижения яркости с максимальной до достаточной.

Параметр, который обычно не требует дополнительной настройки - это контрастность. Однако, как показали опросы, именно его пытается изменить в ту или иную сторону (относительно заводских настроек) подавляющее большинство пользователей. Это чревато разными ненужными искажениями. При увеличении у вас могут начать сливаться светлые полутона и распадаться градиентные переходы. А при уменьшении снижается глубина черного поля. Стоит ли говорить, что гамма-кривые меняются и точность цветопередачи ухудшается? К сожалению, не все обращают на это внимание.

Важным показателем настройки монитора служит цветовая температура. Ориентиром является уровень близкий к 6500К. Это значение считается близким к эталонным значениям для восприятия изображения с экрана. Конечно, в обычной жизни оно встречается нечасто, а наше зрение подстраивается под любое значение цветовой температуры, но если вы стремитесь к идеалу, то цветовая температура в помещении не должна отличаться от белого цвета на экране больше, чем на 500-700К. Иначе, вас может «корежить» от контраста температур на экране и в окружающем пространстве. Так или иначе, с этим явлением сталкивался практически каждый. Надо помнить, что решить этот вопрос несложно, и в современных моделях мониторов, как правило, есть несколько готовых настроек (5-10) цветовой температуры, охватывающих большинство типичных ситуаций. Ну а если, это не помогло, то вам на помощь придут возможности ручной настройки.

Способы настройки монитора (ручной, программный, аппаратный).

Очень часто пользователи задумываются о настройке монитора без использования специальных приборов, то есть «на глаз». Такое желание вполне понятно, поскольку оно не предусматривает расхода средств на покупку или аренду измерительной аппаратуры. Но такой способ не дает необходимую точность, поскольку человеческое зрение, как было сказано выше, очень гибко настраивается под разные условия.

Чуть более продвинутым способом настройки является использование специального софта. Он появился около десяти лет назад и до сих пор имеет свою долю поклонников среди пользователей, не склонных к излишним, по их мнению, тратам. (См. также ) Действительно, эти инструменты помогают немного исправить ситуацию, но кардинального улучшения с их помощью вы не добьетесь. Речь идет о внутренних правках в данных видеокарты - Look Up Table (LUT). При этом у вас не будет возможности точно настроить уровень яркости и цветовую температуру, хотя ликвидировать разбалансировку в цветовых каналах RGB будет вам по силам. Как и сделать облагораживание цветового баланса оттенков серого и более качественное отображение цветовой палитры с точки зрения яркости (это достигается правками в гамма-кривых). Но, надо понимать, что в финале точность будет обусловлена такими субъективными параметрами, как особенности вашего зрения, эмоциональный фон, внутренняя концентрация и освещение помещения в момент настройки.

Главным минусом в настройке с помощью специального софта является невозможность создания полноценного профиля, содержащего данные по цветовому потенциалу монитора, что в свою очередь снижает эффективность работы с программным обеспечением, использующим систему управления цветом (CMS). Цветовой охват устройства будет отсутствовать в данных и, соответственно, изменения параметров до уровня соответствия заданным стандартам будет некорректным.

Профессиональная настройка монитора осуществляется с использованием специальных приборов - колориметров и спектрофотометров. Это позволяет осуществлять доводку монитора до уровня, принятого за стандарты. Работы включают два вида действий:

  • Калибровка;
  • Профилирование.

Калибровка и профилирование монитора

Начальный этап такой настройки посвящен внутренним параметрам монитора, настраиваемым посредством его OSD меню. Используя измерительный прибор необходимо настроить показатели яркости и цветовой температуры. Они будут зависеть от условий внешнего освещения. (См. также ) В результате должен быть сформирован оптимальный вариант гаммы насыщенности.

На следующем этапе нужно сделать автоматические замеры большого массива цветовых оттенков. Эти показатели будут сравниваться с эталонными значениями, в результате чего будет создан и зафиксирован ICM|ICC профиль, содержащий итоговые правки в LUT видеокарты. В профиле содержится информацию о том, как дисплей воспроизводит цвета. Программы, использующие систему управления цветом (CMS), будут обращаться к этим данным, чтобы в соответствии с особенностями модели монитора можно было на уровне софта настроить цветовой спектр до заданного стандарта.

Для решения этой проблемы можно попробовать: либо выбрать режим гаммы из числа имеющихся, либо подобрать соответствующее значение контрастности, оказывающее влияние на гамма-кривые, либо применить инструмент типа «Black Equalizer». Если же все эти действия не приведут к положительному результату (а возможно и ухудшат картинку), то у не остается другого выхода, кроме как работа над коррекцией посредством LUT видеокарты. Что касается LUT монитора, то у подавляющего количества имеющихся на рынке моделей, он не поддерживает изменения. К сожалению, в данной ситуации не избежать отрицательных моментов в виде искажения градиентов.

Настройка монитора через драйвер видеокарты

Еще одна возможность внести изменения в настройки монитора предоставляется посредством драйвера видеокарты. Но этот путь рекомендуется исключительно для ноутбуков. Поскольку для них не реализовано применение средств аппаратной настройки матрицы, и только программным путем можно оказать влияние на цветопередачу. Давайте проанализируем несколько образцов с правками настроек с помощью драйвера NVIDIA.

Воспользуемся программным средством Calibration Tester, которое поможет обнаружить изменения в LUT видеокарты, возникшие вследствие коррекции яркости, контрастности и гаммы. В графике на оси X представлены параметры оттенков от 0 до 255, в то время как данные по оси Y иллюстрируют их яркость. Поскольку зависимость задана в линейном формате, то она по умолчанию не оказывает влияния на выходной сигнал. Но при внесении корректировок основных параметров, изображение не подвергается значительному изменению. Причем величина изменения превосходит аналогичные шаги, выполненные в OSD монитора.



В качестве примера подобных нежелательных искажений можно привести трансформацию светлых полутонов в абсолютно белые, при том, что черный цвет трансформируется в темные градации серого. Если снизить контрастность, то эффект будет во многом подобный, но тут уже белый цвет приобретет серую составляющую. Ваше зрение возможно скажет вам спасибо за снижение нагрузки подобным образом, но придется заплатить за это урезанием диапазона цветов, что в корне противоречит идее точной цветопередачи.

Использование чужого профиля в настройке монитора

В любой сфере деятельности существуют люди, стремящиеся «обмануть систему». Не обошлось без таких попыток и в том, что касается процессов настройки монитора. Одно из заблуждений в этом направлении касается использования цветовых профилей, которые кто-то когда-то создал на другом мониторе той же модели. Соблазн воспользоваться готовым решением со стороны достаточно велик. Но, как правило, эффективность этого шага стремится к нулю.

Очень многие люди уверены в том, что абсолютно каждый монитор нуждается в настройке. Во многом это мнение сформировалось под давлением компаний и лиц, оказывающих платные услуги по калибровке и профилированию мониторов. Также существенный вклад в доминирование этой точки зрения вносят те пользователи, которым настройка помогла кардинально «изменить картинку» на их мониторах. Вы можете соглашаться с этими взглядами или нет, но если говорить о рекомендациях профессионалов в данной сфере, то у них сложился ряд представлений о необходимости (или нет) работ по настройке мониторов.

Настройка монитора для творческой деятельности

Вполне логично, что покупка монитора с LUT высокой разрядности, где есть прямой доступ, подразумевает калибровку, для которой эти возможности и внедрены.

Не стоит возлагать излишние надежды на калибровку, в случае если вы работаете с цветами за дисплеем, имеющим TN+Film матрицу. Лучше, все-таки, заменить такой монитор на другой с матрицей IPS, где цветопередача отличается стабильностью по всей площади экрана и не зависит от рабочих углов обзора. Калибровка также не решит проблем с низкой стабильностью, неравномерностью подсветки на белом/темном поле, эффектами Black-Crush, Glow, Cross-Hatching.

Повторная настройка монитора

Со временем у монитора, когда-то обладавшего хорошей цветопередачей, может постепенно ухудшаться этот важный параметр. Обычное явление, и в таком случае калибровка способна вернуть ситуацию в положительное русло. Для достижения максимальной точности рекомендуется проводить калибровку раз в год или полгода. Отдельные пуристы настаивают на повторении этой процедуры каждые несколько дней. Однако, это перебор.


Эффект от калибровки зачастую может оказаться минимально заметным. Наиболее ярко он проявляется на мониторах, изначально плохо показавших себя в тестировании на точность по результатам заводских установок.

Когда настройка монитора не поможет

Если ваш монитор обладает расширенным цветовым охватом, но при этом вы по какой-то причине не работаете с программами, поддерживающими CMS, то калибровка и профилирование не помогут вам решить задачу получения точных цветов. Только если вы перейдете на MacOS, где CMS будет функционировать на уровне операционной системы, что, к сожалению, пока не реализовано в Windows. ()

Если вы быстро утомляетесь, у вас болят глаза, вы не можете долго работать за монитором, и при этом уже пробовали снижать яркость и менять цветовую температуру, то не стоит рассчитывать на то, калибровка избавит вас от этих проблем.

На бренд надейся, но и сам не плошай.

В настоящее время индустрия мониторов продолжает поступательное движение на пути к повышению качества продукции, уделяя все больше внимания заводским настройкам. Однако, достичь какого-то стабильного результата, подходящего для каждого пользователя пока достичь не удалось. Поэтому настройка мониторов не теряет своей актуальности в наши дни. Ваш монитор можно сделать лучше, комфортнее и точнее, если речь идет о каких-то конкретных цветовых решениях. Не стоит воспринимать монитор, как нечто законченное - навеки застывшее в финальной фазе. Все люди рождаются разными, ощущают и видят мир по-разному. Настроить монитор под свои задачи и предпочтения - это значит сделать мир еще удобнее и красивее, поскольку в наше время то, что вы видите на экране напрямую коррелируется с окружающим пространством. Компьютер - это часть жизни. А стремление сделать существование приятнее - это естественный процесс. Настраивайте свои мониторы и получайте удовольствие!

 
Статьи по теме:
Не работает разблокировка при открытии Smart Cover на iPad Honor 6c отключение при закрывании чехла
Чехол S View, которым Samsung оснащает свои смартфоны напоминает нам о старых добрых временах, когда телефоны-раскладушки оснащались небольшим дополнительным дисплеем на задней части крышки. Если вы ни разу не видели S View – то это обычный чехол в виде к
Блокировка в случае кражи или потери телефона
Порою случаются такие моменты, когда возникает необходимость произвести блокировку своей сим карты на определённый период времени. Возможно вы хотите в последствии изменить свой тарифный план или вовсе перестать пользоваться услугами своего мобильного опе
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла