Маяк для поиска автомобиля закладки. Спутниковые закладки

По статистике ГИБДД, в 2012 году на территории РФ было угнано 52 тысячи автомобилей. Из этого числа только 10% находят и возвращают хозяевам. Опираясь на отзывы автолюбителей: ни , ни , ни механические средства защиты не могут гарантировать 100% защиту от угона. Поэтому, зачастую, гораздо проще найти автомобиль уже после того как он угнан. GSM-маяк как раз для этого и предназначен.

GSM/GPS-маяки или, в простонародье, "закладки" , набирают в последнее время невероятную популярность среди автолюбителей. Обладая невероятно малым размером, подобное устройство можно легко спрятать в любом труднодоступном месте автомобиля. Импульсный режим работы делает невозможным обнаружение маяка средствами сканирования.

Благодаря развитию информационных технологий, появилась возможность контролировать местоположение GSM/GPS-маяка через специализированные бесплатные сервисы онлайн-мониторинга. Стоит отметить, что маяки отслеживают автомобили с небольшой задержкой, которая обычно составляет 30 секунд.

Автономный GPS-маяк можно использовать не только для установки на машину, Вы можете закрепить его на чем угодно, даже на ребенке или домашнем питомце.

GPS-маяк может работать не только со спутниками. Иногда сигнал GPS не может быть получен, в этом случае маяк ищет ближайшие GSM-станции и получает всю необходимую информацию с них.

Автономные GSM-маяки/закладки по неплохой цене. Широкий выбор маяков - с GLONASS , мониторингом по интернету, микрофоном и другими функциями. Бесплатная доставка по Москве!

Основные параметры GPS/GSM-маяков

  • Точность определения координат. При идеальных условиях связи, погрешность может составлять всего 5 метров .
  • Длительность автономной работы. Встроенные источники питания позволяют устройству работать без перерыва на протяжении нескольких лет.
  • Мониторинг состояния через интернет. Некоторые производители имеют специализированные порталы для наблюдения за расположением GPS-маяка посредством сети интернет.
  • Датчик движения. Весьма полезная опция. Акселерометр регистрирует несанкционированное движение объекта наблюдения и немедленно сообщает владельцу в виде SMS-сообщения.
  • Полезная статья: .

Установка GPS-маяка

В нашем интернет-магазине Вы можете купить GSM-маяк известных и зарекомендовавших себя производителей. Мастера из сертифицированного автосервиса при необходимости, установят GPS-маяк в Ваш автомобиль за незначительную дополнительную плату.

Действенным способом борьбы с угонщиками стали поисковые GPS/ GSM маяки (закладки). Предустановленные в автомобиле они активируются при его угоне и позволяют владельцу и сотрудникам полиции найти автомобиль. В нашей статье протестированы следующие модели: Starline Маяк М15, АвтоФон S-Маяк 5.6, GPS Маркер M110, Вояджер 4, FindMe F1, Navixy M7, SOBR G01

Автомобильные маяки - что это?

Развитие GPS- и GSM-технологий рождает множество новых решений. Пристальным изучением одно из них мы и займемся. Это автомобильные маяки. Сразу же просим не путать их с навигационными маяками, это совсем иное. Даже сложившееся на рынке название «маяк» не вполне точно и корректно отражает их принцип действия. Более точно подошло бы название «маячок» или «закладка», поскольку предназначение автомобильного маяка не быть у всех на виду, а скрытно находиться в автомобиле и в случае активации сообщить координаты его местонахождения.

Как правило, автомобильный маяк активируется в случае угона автомобиля и является одним из немногих эффективных средств, позволяющих поймать угонщиков и вернуть автомобиль владельцу.

ТЕХНОЛОГИИ,

используемые в автомобильном маяке (закладке)

Чтобы выполнить такую сложную задачу, в автомобильном маяке используется ряд взаимосвязанных систем. Это GPS-приемник, задача которого - определить координаты объекта, и GSM-модуль, который передает полученные координаты владельцу. При этом используются все доступные способы для передачи: SMS-сообщение, голосовая связь, GPRS-связь. Также GSM-модуль поставляет информацию о местоположении автомобиля по базовым станциям GSM-сети на основе LBS-технологии.

Как это работает?

Пользователь просто прячет активированный автомобильный маяк в автомобиле. В зависимости от конструкции устройства и от способностей самого владельца оно может быть спрятано под сиденье, под обшивку, под арку колеса (если устройство герметичное), в подушку или в детскую игрушку. После чего маячок считается инсталлированным. Поскольку размер предлагаемых на рынке маяков очень небольшой, то в автомобиле найдется масса мест, где его можно расположить.

Чем надежнее он будет спрятан, тем больше вероятность, что потенциальный угонщик его не обнаружит и закладка выполнит свою функцию.

Чтобы устройство нельзя было найти по проводам, в них предусмотрен автономный источник питания.

После инсталляции маяк работает в энергосберегающем режиме, чтобы максимально долго использовать имеющийся источник питания.

Стандартная схема работы маяка такова. Находясь в дежурном режиме, устройство, «просыпается» один раз в сутки и связывается с базовой GSM-станцией, проверяет, нет ли команд от пользователя. Если таковых нет, оно спокойно «засыпает». Примерно раз в 7-10 дней маяк полностью запускает все режимы, включает GPS-приемник и высылает тестовое сообщение с полной информацией о своем состоянии и местоположении. Это сообщение позволяет убедиться, что закладка функционирует и находится в автомобиле.

Если автомобиль угнали, закладка, приняв команду, переходит в активный режим и начинает извещать владельца о своем местонахождении увеличивая частоту сеансов связи и выходя в эфир 1 раз в 10-60 минут, в зависимости от настроек.

При этом в режиме поиска производители практически не использует режим постоянной активности, поскольку он демаскирует саму закладку, позволяя угонщику ее найти по сигналу GSM, что является ахиллесовой пятой спутниковых систем мониторинга.

Особенности

работы автомобильного маяка (закладки)

Специфика работы автомобильного маяка предъявляет к его начинке массу специфических требований. Закладка должна быть по возможности миниатюрной, но при это вмещать в себя емкий автономный источник питания. GPS-приемник должен быть высокочувствительным, работать в закрытых помещениях и при этом максимально экономичным. То же требуется и от GSM-модуля: минимальное потребление и максимальная чувствительность. Также желательно, чтобы систем была герметична, и при этом микрофон не потерял бы работоспособность. Плюс необходимо, чтобы пользователь в случае угона имел возможность удобным способом узнать, где находится автомобиль.

На заре становления рынка умельцы переделывали под автомобильные закладки мобильные телефоны, но эти времена уже прошли. На рынке доминируют специализированные устройства, заточенные разработчиками под конкретные задачи. Все это определяет круг нашего интереса к устройствам и программу теста.

ПРОГРАММА ТЕСТА

Чувствительность GPS-приемника

Для тестирования чувствительности GPS-приемника используется генератор GPS-сигналов Aeroflex GPS-101, имитирующий сигнал от спутника системы GPS. При тестировании непосредственно к GPS-приемнику автомобильного маяка подключается компьютер, который на основании полученных цифровых данных оценивает мощность принятого сигнала. Для оценки используется программа Fastrax GPS Workbench 4.5.

Чувствительность аудиотракта

Тестирование аудиотракта устройства проходило следующим образом. В отдельном помещении располагаются автомобильный маяк и источник звука переменной амплитуды. Маяк включается в режим голосового вызова. Оператор, находящийся в другом помещении, в режиме голосовой связи с маяком по GSM-каналу отслеживает момент, когда звук пропадет. Естественно, этот тест делается только для тех аппаратов, которые поддерживают функцию аудиовызова.

Энергоэффективность

Это один из самых важных параметров для автомобильного маяка, поэтому для его исследования мы провели целую серию тестов.

Первая часть - оценка тока энергопотребления в разных режимах работы устройства. Вторая - оценка общей энергоэффективности устройства при его работе в режиме поиска. В этом случае оценивается работа как программного обеспечения маяка, так и его потребления в совокупности с емкостью используемого источника питания. Оцениваются как число выходов устройства на связь, так и общая продолжительность функционирования в этом режиме.

Герметичность

Если автомобильный маяк выполнен в герметичном корпусе, это позволяет размещать закладку вне салона автомобиля, например под бампером или в нише крыла, что значительно затрудняет его поиск при угоне. Также подобный маяк можно использовать в транспортных средствах для активного отдыха, катерах, яхтах и т. д.

Оценивается герметичность путем пролива устройства с разных сторон под струей воды в течение 5 минут.

Потребительские свойства и сервисные функции

Под потребительскими свойствами автомобильного маяка подразумеваются простота его настройки, удобство эксплуатации и активации, наличие мониторинговых сервисов, их доступность и работа с мобильными приложениями и устройствами.

Starline Маяк М15 – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: автомобильный маяк Starline Маяк М15 - новинка компании, отличающаяся уникальными свойствами и характеристиками. Во-первых, закладка имеет герметичный и очень прочный корпус, крышка которого фиксируется при помощи шести винтов. По внешнему виду он мало чем отличается от собратьев по цеху, но когда его раскрываешь и видишь толстые стенки корпуса, силиконовую уплотнительную прокладку и глубокий защитный паз, понимаешь, что устройство выполнено на самом высоком уровне. На одной стороне корпуса нанесен логотип производителя, а на второй телефон единой службы поддержки. Размеры корпуса 85х52х24 мм.

Питание устройства осуществляется от двух элементов Panasonic CR123A емкостью 1550 мАч. С одного бока устройства расположена кнопка активации маяка и отверстие под микрофон, для герметичности закрытое специальной майларовой пленкой.

Маяк поставляется с уже установленными элементами питания и карточкой сотового оператора. Подобная переустановка элементов питания стала возможной за счет особого режима работы устройства - «хранение», при котором ток потребления меньше тока саморазряда элементов питания.

В маяке Starline М15 есть встроенный акселерометр, который позволяет отправлять тревожное сообщение пользователю при начале движения. Чувствительность акселерометра настраивается - из опыта большие дизельные автомобили может сильно трясти при автозапуске - тогда чувствительность можно уменьшить

Важной особенностью StarLine М15 является обновление программного обеспечение закладки через сеть интернет по GPRS каналу связи. Программное обеспечение обновляется только по команде пользователя, однако маяк обладает уникальной особенностью - раз в неделю он проверят наличие нового ПО на сервере, и если обновление появилось - сообщает об этом владельцу с помощью СМС.

АКТИВАЦИЯ МАЯКА: поскольку SIM карта и элементы питания уже установлены в маяке Starline Маяк М15, его активация очень простая. Нужно нажать на кнопку и подождать, пока загорится индикаторный светодиод, расположенный непосредственно в кнопке. После этого остается задать номер владельца посредством SMS команды, и устройство готово к работе. Кстати, режим ожидания команды после активации маяка не 5 минут, как у всех остальных образцов, а 20 минут, что делает его настройку более удобной для неподготовленного пользователя.

Вообще при настройке StarLine М15 удобнее всего пользоваться инструкцией "Быстрый старт" размер которой всего одна страничка формата А4 и то в том случае если нет доступа к ресурсу mayak.mobi. Воспользовавшись сервисом, владелец, следуя пошаговому описанию, быстро и просто настроит основные параметры устройства.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: после активации маяка Starline Маяк М15 достаточно послать одну букву N, чтобы закладка перешла в режим нормальной работы. Правда, перед этим рекомендуется сменить заводской пароль на пользовательский. При этом маяк понимает команды, как на английском, так и на русском языках.

Всего в маяке предусмотрено два основных режима: это нормальный, когда маяк находится в спящем состоянии и выходит на связь по будильнику, например раз в сутки, и режим тревоги, в котором маяк не засыпает, а постоянно находится в режиме ожидания команды пользователя. Отдельно стоит отметить режим аудиоконтроля, который позволяет прослушать, что происходит вокруг устройства.

Настройка производится при помощи SMS, но наиболее удобны альтернативные способы настройки: либо при помощи мобильного приложения, либо при помощи веб интерфейса сайта мониторинга. Такое разнообразие альтернатив пользовательских настроек нельзя не приветствовать.

Из параметров настройки устанавливаются время работы двух «будильников», язык интерфейса и формат передаваемых координат, доступ к сети интернет и имя устройства. Кроме всего прочего в маяке предусмотрена память, в которую записываются точки путипри невозможности связаться с сервисом мониторинга. Несмотря на то, что для работы в режиме трекинга предназначена новая модель маяка Starline Маяк М17, функция «черного ящика» сохранена и для модели М15.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: внутри маяка расположена «связка» из двух плат, соединенных разъемами. На одной из плат располагается GPS приемник Quectel L20, а также слот SIM карты, а на второй - GSM модем Telit GL868-Dual. Quectel L20 считается одним из лучших GPS модулей среди присутствующих сейчас на рынке. Отзывы специалистов о Telit GL868-Dual также положительные.

Пред тем как разобрать корпус и подключиться к GPS приемнику мы произвели замачивание маяка под струей воды. Вскрытие корпуса показало, что тест прошел удачно: никаких капель влаги внутри замечено не было.

Ток потребления маякаStarline Маяк М15 оказался невысоким: в режиме регистрации в сотовой сети он не превышал 40 мА, а при поиске сигналов спутников находился в пределах 60 мА.

Чувствительность GPS приемника оказалась самой лучшей в тесте: при уровне тестового сигнала в -110 дБм уровень приема составлял 23-24 условные единицы, при этом потеря сигнала спутника, происходила при мощности передатчика всего -140 дБм. По словам экспертов, этого удалось достичь благодаря использованию оригинальной GPS антенны, которая была удачно оптимизирована для работы в заданном корпусе устройства.

СЕРВИС: для использования маяка «Starline Маяк М15» разработчик создали специальный интернет-сервис http://www.mayak.mobi . Он позволяет настроить все параметры маяка (закладки), следуя инструкциям. Данным веб-приложением удобно пользоваться как с персонального компьютера, так и с экрана коммуникатора (по ссылке http://m.mayak.mobi). На тестовом , поддерживающим две SIM-карты, все необходимые поля удобно вытянулись, расположившись одно под другим. В итоге, двигаясь вниз по экрану, можно настроить все параметры системы. Производитель планирует выпустить еще и мобильное приложение для работы с закладкой.

Формат присылаемого пользователю текстового сообщения может содержать GPS- либо LBS-координаты, которые необходимо ввести на странице сервиса мониторинга. Также можно настроить их так, чтобы приходила ссылка на картографический сервис. В случае маяка «СтарЛайн» используется ссылка на собственную оболочку http://m.mayak.mobi , но с использованием известных картографических сервисов. При переходе по ссылке открывается окно карты, в котором в дополнение к галочке на местности указаны координаты и ближайший адрес.

Кроме этого в окне можно одним нажатием перейти в режим настройки маяка, «позвонить» на закладку. Система формирует короткую ссылку, которую удобно набрать на стационарном компьютере, и после работать уже с него.

МАЯК: для проверки продолжительности работы мы установили самый частый режим выхода на связь, который позволяет устройство, - это отправление одного SMS-сообщения 1 раз в 10 минут.

Нужно помнить, что автомобильный маяк «Starline Маяк М15» автоматически отслеживает уровень GPS-сигнала, и если он недостаточный, то поиск спутников даже не производится - ради экономии батарей.

При звонке маяк переходит в режим аудиоконтроля.

Всего до полной разрядки свежих батарей маяк (закладка) «Starline Маяк М15» отправил пользователю 875 SMS-ок со своими координатами. Это рекордное значение для нашего теста для маяков с SMS-информированием.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: герметичное устройство. Поставляется с предустановленными батареями. Большое количество SMS-сообщений в режиме поиска.

НЕДОСТАТКИ: нет мобильного приложения.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: «Starline Маяк М15» - современное поисковое устройство с уникальными техническими решениями и современным мобильным интерфейсом. Необходимо отметить высокую чувствительность GPS-приемника и низкое энергопотребление маяка.

GPS Маркер M110 – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: автомобильный маячок (закладка) «GPS Маркер М110» выполнен в небольшом черном корпусе размерами 50×70×22 мм. Две половинки корпуса соединены друг с другом посредством саморезов, но поскольку в корпусе имеются отверстия под кнопку SOS и разъем для подключения внешней платы, ни о какой герметичности устройства речи нет. Для питания производитель предлагает использовать две литиевые батарейки ER17335M, емкость которых больше, нежели у самых распространенных CR123A и составляет 1700 мАч. Они легко вставляются в корпус закладки. Необходимо отметить и наличие в устройстве встроенного трехкоординатного акселерометра, который может определять факт аварии(для автомобиля), переворота (кантования грузов), начала движения. Тревожные события отправляются не только на номер владельца но и на предусмотренный для этого дополнительный номер. Также в устройстве есть отверстие под микрофон и разъем для подключения дополнительного оборудования.

К GPS Маркеру можно подключить модуль подачи внешнего питания, и тем самым контролировать один входной канал, один выходной канал (с током коммутации 4Ампера) и наличие питания от бортовой сети. При этом Выходной канал можно использовать в качестве выхода встроенного в GPS Маркер автоматического терморегулятора (например, для подключения автономного отопителя).

АКТИВАЦИЯ МАЯКА «GPS Маркер М110» не вызывает никаких затруднений: для этого нужно отправить SMS с заводским паролем и номером владельца на номер SIM-карты маяка. После чего производитель рекомендует поменять заводской пароль и выставить режим работы. Устройство понимает не только английские, но и русские буквы. При этом команды можно отправлять не полностью, а только несколько первых символов или же отправлять несколько команд через запятую.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: стоит похвалить разработчиков, которые свели все многообразие настроек к определенным групповым командам, перенастраивающим не одни параметр, а сразу же несколько. Так, для использования в автомобиле необходимо просто отправить команду «Авто», а для контроля грузов - команду «Груз». При этом автоматически перенастроятся и время выхода эфир, и время сна, и чувствительность GPS, и режим работы встроенного акселерометра. Такой подход очень удобен пользователям.

Всего предусмотрено шесть групповых команд: «Авто», «Груз», «Человек», «Трекер», «Жду» и «Поиск». Названия режимов говорят сами за себя. При этом остается возможность тонкой настройки каждого параметра, но это уже для любителей поэкспериментировать. Все групповые команды интуитивно понятны и довольно быстро запоминаются без дополнительных карточек со списком команд и их расшифровками. К устройству также можно подключить программатор-конфигуратор, с помощью которого настройка устройства не требует отправки СМС и представляет собой выбор настроек из общего списка разбитым по категориям. Через этот же программатор-конфигуратор можно обновить прошивку устройства. Программы и прошивки можно бесплатно скачать на сайте производителя.

Из особенностей можно отметить наличие целых четырех независимых «будильников», а также расширенную возможность работы с термодатчиком, по показаниям которого можно активировать или, наоборот, деактивировать какие-либо устройства. В настройках GPS можно отметить уникальную функцию определения расстояния от автомобиля до ближайшего областного центра, а также настройку чувствительности GPS-приемника.

GPSМаркер имеет встроенную память для хранения точек в отсутствии покрытия сотовой сети, что позволяет использовать его в качестве полноценного трекера. При этом буфер работает не только в режиме трекер. А адаптивный режим построения трека снижает расходы на GPRS трафик, т.к. координаты фиксируются в зависимости от направления и скорости движения.

Еще одной особенностью устройства является анализ доставки сообщений. В случае если СМС от устройства не доставлено Владельцу то будет отправлено повторное сообщение, при этом все тревожные события будут сохранены до тех пор пока пользователь не получит СМС уведомление о них.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: начинка маяка «GPS Маркер М110» представляет собой две платы, соединенные между собой разъемами. На верхней плате располагаются GPS-приемник Quectel L20, а также слот под SIM-карту сотового оператора, на нижней плате - GSM-модем Quectel M12. GPS-приемник Quectel L20 считается одним из лучших на рынке.

Ток потребления маяка невысокий и в режиме поиска сотовой сети находился в пределах 40 мА, а при поиске сигналов спутников - в пределах 60 мА, что очень неплохо.

Чувствительность GPS-приемника также оказалась на высоте: при ослаблении тестового сигала до -110 дБм условный уровень сигнала спутника составлял 22-23 единицы, а терял спутники приемник при ослаблении сигнала до -125 дБм.

Главная страница картографического сервиса маяка (закладки) GPS Маркер M110

СЕРВИС: пользователю предлагается использовать несколько мониторинговых серверов для слежения за объектом на выбор. Служба технической поддержки рекомендовала нам выбрать ресурс, находящийся в украинской доменной зоне - http://gps-tracker.com.ua . Ресурс нацелен на пользователей небольших автопарков. Его неоспоримые плюсы - отсутствие ограничения на хранение информации, а также бесплатное использование.

Подключение оказалось очень простым (по сравнению с другими открытыми сервисами): мы всего одним SMS-сообщением поменяли в устройстве IP-адрес сервиса, после чего зарегистрировали маяк на сервере.

Сервис удобен для работы на персональном компьютере. Кроме отображения объекта на карте и построения трека он позволяет использовать различные встроенные сервисы - такие, как составление отчетов, установка геозон, выстраивание на карте объектов поездки, рассылка отчетов и т.д. Приятным дополнением являются виджеты погоды, которые наносятся на карту. Чтобы отсмотреть трек постфактум, они не нужны, а вот диспетчеру небольшого автопарка будут полезны.

Вот только работать с сервисом на нашем тестовом оказалось очень затруднительно. Намного проще и удобнее пользоваться присылаемой в SMS-сообщении ссылкой на электронную карту, чем подгружать свою систему мониторинга, поскольку при необходимости найти объект она является избыточной.

МАЯК:

Маяк «GPS Маркер M110» был активирован и подключен к сервису мониторинга. На поиск спутников уходило от 45 до 120 секунд, в среднем поиск продолжался 60 секунд. Среднее количество спутников, которые находил маяк, составило 4.

Всего до полной разрядки свежих батарей маяк (закладка) «GPS Маркер M110» отправил пользователю 563 SMS-сообщения со своими координатами. Маяк отключился при падении напряжения баратеи ниже 6,5 В.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: удобная система программирования быстрыми командами. Использование всех заложенных в устройство возможностей.

НЕДОСТАТКИ: нет мобильного приложения или настройки через браузер.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: маяк «GPS Маркер M110» - устройство, удобное для закладки в автомобиль на случай угона или для контроля грузов.

АвтоФон S-Маяк 5.6 – автомобильный GPS/ГЛОНАСС/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: как и большинство автомобильных маячков (закладок), «АвтоФон S-Маяк» выполнен в небольшом технологичном корпусе размерами 51×70×23 мм. Две половинки корпуса соединены друг с другом пластиковыми клипсами и довольно легко открываются, так что ни о какой герметичности устройства речь не идет. Для питания используются две литиевые батарейки Power one CR123A емкостью 1400 мАч, легко вставляемые в корпус закладки. В торце устройства имеется чуть заметная кнопка SOS. Отдельного отверстия под микрофон в устройстве не предусмотрено.

«АвтоФон S-Маяк» можно использовать в режиме онлайн-мониторинга, но для этого необходимо подключить дополнительный модуль внешнего питания и расширения, входящий в комплект поставки. С его помощью также можно управлять дополнительным каналом и в случае необходимости, блокировать какую-либо из цепей. Естественно, при таком подключении уровень секретности закладки падает, к тому же при подключении в корпусе маяка придется прорезать дополнительное отверстие под провода, для этого на корпусе имеется истоньшение.

АКТИВАЦИЯ МАЯКА: при активации маяка «АвтоФон S-Маяк» не обойтись без внимательного изучения инструкции. Идущий в комплекте мануал достаточно подробный, но не всякий пользователь дотерпит до середины книжки из почти 70 страниц (даже если начнет с 15-й, на которой как раз описан процесс активации). Все настройки делаются посредством SMS-сообщений, так что придется понажимать на кнопки. Обладателям коммуникаторов в этом отношении проще, так как для них написаны специальные программы, скачать которые можно бесплатно.

В целом активация не отличается уникальностью: нужно зарегистрировать в устройстве номер владельца, сменить пароль, задать время для двух «будильников», отвечающих за мониторинговые выходы в эфир и связь с владельцем.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: всего у маяка «АвтоФон S-Маяк» имеются четыре основных режима работы, запускающиеся короткими командами в виде одной буквы. Это режим определения GPS-координат (G), режим работы только по GSM-координатам (S), режим ожидания SMS-команд (F) и аудиоконтроль (A). При настройке устройства пользователь должен задать схему, какой из режимов будет включаться при срабатывании одного из «будильников» устройства. Наиболее экономичная с точки потребления энергии схема такова: раз в сутки контроль SMS-команд и раз в 7-10 дней выход на связь в режиме определения GSM- или GPS-координат. Второй режим более энергозатратен, чем первый, но позволяет отслеживать работу всех систем устройства, после чего отправляет отчет владельцу в виде SMS.

Если у пользователя нет особых пожеланий, то с настройками системы можно заканчивать и переходить к его скрытной установке, не забыв его расположить так, чтобы GPS-антенна смотрела вверх.

Для пользователей, которые предъявляют более высокие запросы по тонкой настройке, аппарат позволяет изменить практически все параметры системы. Всего в закладке 19 настраиваемых параметров. Ряд из них необходим только при подключении внешнего блока, ряд нацелен на тонкую настройку режимов и таймингов активации устройства. Отдельный набор параметров предназначен для настройки работы встроенного в закладку акселерометра и имеет целых 7 режимов работы, что позволяет контролировать начало движения объекта, уточнять координаты во время стоянки, отслеживать переворот и фиксировать аварию. Также акселерометр может «почувствовать» удар по машине, если он крепко закреплен на кузове. При этом акселерометр работает и в спящем режиме и в случае тревоги «будит» маяк. Также настраивается работа и тревожной кнопки устройства.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: конструктивно маяк «АвтоФон S-Маяк» выполнен в виде двух плат, соединенных разъемами, на одной из которых располагается 4-х диапазонный GSM-модем Quectel M10, а на второй GPS-приемник ublox LEA-6A с режимом A-GPS (это дорогая и отлично себя зарекомендовавшая модель). При этом режим A-GPS позволяет сократить время холодного старта приемника, при условии, что правильно настроена точка доступа да сам режим пользователем включен. На этой же плате расположены слот под SIM-карту и разъем для подключения внешнего блока. В нашем тесте «АвтоФон S-Маяк» - единственный маяк, работающий сразу с двумя спутниковыми системами навигации - американской и российской.

Маяк показал достойный результат на тестах по энергопотреблению. В режиме поиска и регистрации в сотовой сети ток потребления в среднем находился в пределах 50-60 мА, при самом энергозатратном режиме поиска спутникового сигнала он не превышал 70-60 мА, что очень хорошо.

Чувствительность ГЛОНАСС/GPS-приемника также не вызывает нареканий: при уровне тестового сигнала -110 дБм условный уровень приема спутника был пределах 20-21 единиц, Пропал сигнал тестового спутника при ослаблении до -119 дБм.

СЕРВИС: Производители предлагают использовать несколько мониторинговых серверов для слежения за объектом, часть из которых платная, а часть - бесплатна. Выбор между ними осуществляется путем изменения адреса мониторингового сервиса в настройках маяка. При использовании приложения для коммуникаторов на тестовом задать этот параметр оказалось достаточно просто, поскольку в программе прописаны необходимые адреса.

Мы позвонили в службу поддержки, и нам посоветовали настроиться на бесплатный сервер www.gps-trace.com . В случае использования только одного устройства он позволяет быстро найти автомобиль, построить трек и предлагает вполне приличный сервис по работе с треками оценки полученных сообщений, установки геозон и т.д.

При использовании сервиса на мобильном устройстве (в нашем случае - коммуникатор с двумя SIM-картами ) оказалось удобнее пользоваться присылаемой в SMS-сообщении ссылкой на электронную карту, чем подгружать свою систему мониторинга, потому что, если необходимо найти объект, она является избыточной.

МАЯК: для проверки продолжительности работы мы установили самый частый режим выхода на связь, который позволяет устройство, - это отправление одного SMS-сообщения 1 раз в 15 минут.

Устройство было активировано и подключено к сервису мониторинга. Также была активирована функция AGPS, работа которой значительно снижает время поиска спутников при холодном старте за счет использования координат, получаемых от вышек сотовой связи. В среднем на поиск спутников уходило 12-15 секунд. Среднее количество спутников, найденных за это время, - 9 штук. В облачную погоду длительность возрастала до 30 секунд.

Всего до полной разрядки свежих батарей маяк (закладка) «АвтоФон S-Маяк 5.6» отправил пользователю 409 SMS-сообщений со своими координатами. Маяк отключился, когда напряжение баратеи было 4,71 В.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: небольшие габариты, наличие мобильного приложения.

НЕДОСТАТКИ: неструктурированная инструкция и отсутствие групповых команд приводит к необходимости обращаться в службу поддержки даже при использовании специального приложения для коммуникатора.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: несомненным плюсом маяка (закладки) «АвтоФон S-Маяк 5.6» является использование системы AGPS, которая позволяет быстро находить спутники и определять местоположение автомобиля.

Вояджер 4 (Voyager 4) – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: автомобильный маяк (закладка) «Вояджер 4» отличается от остальных участников теста прежде всего тем, что для полноценной работы требует подключения к бортовой сети автомобиля. При этом автономное питание в нем есть - в виде аккумулятора Li-Ion емкостью 600 мА·ч, который уместился в компактном корпусе устройства за счет плоского исполнения.

Подключение к бортовой сети автомобиля для устройства скрытной установки всегда минус, тем более когда производитель рекомендует устанавливать его в цепь, постоянно находящуюся под напряжением (практически в цепь аккумулятора). В то же время подобный способ установки гарантирует, что в случае угона и необнаружения устройство, во-первых, в самое нужное время будет работать с полностью заряженным источником питания, и во-вторых, если злоумышленникам не удалось обнаружить устройство сразу, то не смогут они сделать этого и потом.

Корпус маячка «Вояджер 4» (Voyager 4) напоминает большой автомобильный брелок от сигнализации с крупными кнопками постановки и снятия с охраны. При этом, приводя в технических характеристиках габаритные размеры Voyager 4, производитель немного лукавит, указывая габариты без выступающего за границы основного корпуса «пенька» GPS-антенны: 12×43×57 мм. Также есть ошибка в значении толщины устройства. Измеренные нами габариты составляют 21×45×93 мм.

В комплекте идет только паспорт устройства. По-видимому, всю остальную техническую документацию пользователю прилагается скачать с сайта производителя. Причем инструкция по эксплуатации и настройке «Вояджер 4» выложена не целиком, а по главам. Из инструкции мы узнали, что самый удобный способ настройки и программирования маяка - это использование специального USB-программатора, подключаемого к компьютеру и к закладке. Всего программирование возможно несколькими способами, среди которых использование модемного соединения со специальным «инженерным номером». Но нам пришлось воспользоваться самым архаичным способом - при помощи SMS-сообщений, поскольку «инженерный номер» нужно вводить в устройство также при помощи программатора. Для теста было предоставлено устройство, настроенное на сервис мониторинга alarm.su.

На корпусе присутствуют две большие кнопки, одна из которых закглушена, а вторая выполняет функцию SOS-вызова.

ЭНЕРОЭФФЕКТИВНОСТЬ: в маяке Voyager 4, единственном из всех моделей теста, используется всенаправленная активная GPS-антенна, за счет чего маячок не нужно строго ориентировать по отношению к небу, а можно свободно располагать в полостях автомобиля. Это несомненный плюс устройства. В закладке применяются GPS-приемник Ledtek LR9102 и GSM-модем SIM900B, который является распространенным и недорогим устройством.

Ток потребления закладки оказался достаточно большим и находился в пределах 100-110 мА во время регистрации в сети и поиске спутников, при этом были заметны всплески до 150 мА. Чувствительность GPS-приемника оказалась ниже, чем мы ожидали: при ослаблении сигнала до -110 дБм условный уровень сигнала спутника был 16-17 единиц. При большем ослаблении сигнал пропадал, и спутник терялся.

СЕРВИС: от сервиса создалось впечатление, что автомобильный поисковый маяк «Вояджер 4» ориентирован больше на корпоративных пользователей. Это и расширенные блоки отчетов, и возможности учета топлива и подключения дополнительных датчиков вкупе с заданием геозон и контролем аварийных ситуаций скоростного режима. Позднее разработчики подтвердили наши предположения, добавив, что пользователь может легко использовать устройства и для работы с альтернативными веб-сервисами, в том числе бесплатными. Поскольку программы для работы в корпоративных автопарках стоят немалых денег, то предложение разработчиков «Вояджеров» о бесплатном предоставлении сервиса при покупке более 10 устройств выглядит привлекательно, как и стоимость сервиса в 250 рублей в месяц на одно устройство.

Navixy M7 – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: наверное, будет правильным назвать маяк Navixy M7 «самым-самым» в нашем тесте. Он самый большой и тяжелый: его габаритные размеры 104×46×47 мм при весе 300 граммов. Он оснащен самым емким аккумулятором 5200 мА·ч. Также в его арсенале есть пылевлагозащищенный по стандарту IP67 корпус. К тому же крепится он к автомобилю не на липучках или хомутах, а при помощи двух мощных постоянных магнитов. Он напоминает «супермегаустройства» из шпионских фильмов, которые секретные агенты крепят под днище автомобилей.

В комплекте с маяком поставляются сетевое зарядное устройство, SIM-карта компании «МТС», USB-кабель и инструкции по работе с устройством и мониторинговым сервисом «Где мои».

Разъемы для установки SIM-карты и подключения внешнего зарядного устройства находятся под завинчивающимися крышками с резиновыми уплотнителями для защиты от влаги и пыли. Если расшифровать обозначения стандарта IP67, то получается, что перед нами устройство полностью пыленепроницаемое и защищенное от временного погружения в воду.

Из органов управления и индикации на боку Navixy M7 расположен светодиод, сигнализирующий о режимах работы устройства, а на его нижней части, между магнитами, находится кнопка, сигнализирующая о том, что маяк установлен на металлическую поверхность.

АКТИВАЦИЯ МАЯКА: настраивается маяк Navixy M7 просто. Необходимо снять защитную пластину между магнитами, установить SIM-карту и переключить находящийся под ней выключатель, активировав устройство. После чего нужно поставить его на зарядку и зарегистрироваться в интернет-сервисе «Где мои». Там же через веб-интерфейс производится и настройка режимов работы устройства.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: поскольку наша цель - использовать Navixy M7 в качестве маяка, нам выгоднее отказаться от комплектной SIM-карты, поскольку она не позволяет выбрать бесплатный тариф. Далее нужно переключить устройство в интервальный режим работы, задав периодичность связи 1 раз в сутки. При таких настройках и полностью заряженном аккумуляторе Navixy M7 сможет проработать без подзарядки в течение 1,5 года!

При использовании комплектной карты пользоваться сервисом бесплатно можно лишь первые 14 дней, по прошествии которых чего нужно будет выбирать тарифный план и платить либо 350 рублей в месяц, либо 7 рублей в день.

Для использования в качестве маяка необходимо выбрать интервальный режим работы.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: поисковый маяк Navixy M7 произведен на Тайване и, по отзывам экспертов лаборатории, проводившей тестирование, выполнен очень качественно. Он оснащен оригинальным GSM-модемом с выносной антенной, обеспечивающей более высокую чувствительность, чем встроенная. GPS-приемник также оригинальный, его антенна также вынесена с платы и имеет оригинальное согласовывающее оформление. К сожалению, из-за подобной оригинальности конструкции устройства нам не удалось подключить его к компьютеру, но зато получилось измерить токи потребления. В режиме регистрации в GSM-сети они находятся в пределах 80 мА, при запуске GPS-приемника потребление возрастает до 200 мА. Это не самые лучшие показатели, но поскольку устройство оснащено самой емкой аккумуляторной батареей (среди моделей, попавших на тест), можно предположить, что это для него нормальный режим работы.

Все съемные части корпуса маяка Navixy M7 имеют силиконовые прокладки. Перед вскрытием устройство в течение 2 минут «вымачивалось» под струей воды. Вскрытие показало, что никакой влаги внутри нет, и таким образом заверение производителей о защите по классу IP67 касательно влагозащищенности подтвердилось.

СЕРВИС: «Где мои», к которому подключается автомобильный маяк Navixy M7, имеет основное поле в виде карты, на которое накладываются другие информационные окна. В нижней части всплывает вся информация о состоянии маяка при последнем сеансе связи. Также сервис предоставляет широкие возможности для мониторинга объекта и построения различных бизнес-сервисов. Эту часть сайта gdemoi.ru мы оставим без рассмотрения, поскольку для работы маяка и поиска автомобиля подобные изыски без надобности.

Из-за большого размера карты сервис грузится тяжело. Главная страница не масштабируется, а выводится в разрешении как для домашнего ПК, так что лучше всего использовать коммуникатор в горизонтальном расположении экрана при разрешении 480×800 точек. При этом самим сервисом, в случае захода с мобильного устройства, пользоваться непросто из-за накладывающихся окон маяков, информационных панелей, которые не сдвигаются, а так и остаются в рабочем поле карты, сужая видимую область. Все это явно не делает комфортным пользование сервисом. Понимая это, разработчики предложили специальную версию сайта http://www.gdemoi.mobi с более простым функционалом, рассчитанным исключительно на поиск местонахождения объекта.

МАЯК: для проверки продолжительности работы в режиме маяка мы изменили настройки, выставив интервальный режим работы с минимальной периодичностью связи с сервером в 10 минут.

За время работы устройство выходило на связь 795 раз. После критического снижения напряжения на аккумуляторе маяк перестал включать GPS-приемник, но продолжал выходить на связь с сервером, сообщая исключительно информацию о разряженной батарее и принимая с него команды. Среднее количество найденных спутников во время сеанса связи - 6-7, при этом максимальное количество было равно 10, а минимальное 4.

При снижении напряжения батареи до 3,7 В маяк Navixy M7 передает на сервер сигнал о низком заряде, а при падении до 3,55 В уже не включается.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: герметичный, не требует установки и крепится при помощи магнитов.

НЕДОСТАТКИ: большие габариты. Платный сервис контроля и мониторинга.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: маяк Navixy M7 - интересный и уникальный продукт на отечественном рынке. Несомненно, большая продолжительность автономной работы и возможность зарядки встроенного аккумулятора - интересные особенности, но они более востребованы для периодического отслеживания объекта нежели для долговременной инсталляции в авто с целью защиты от угона.

SOBR G01 – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: маяк SOBR G01 позиционируется производителем как автономное поисковое устройство серии «Абсолют» и представляет собой черную прямоугольную коробочку размерами 115×60×20 мм. Комплект батарей уже установлен в устройство. Для его активации необходимо просто выдернуть пластиковую «чеку», что приведет к замыканию контактов элемента питания. В качестве источника питания выбраны три Li-Ion элемента типа АА от компании Energizer (модель Ultimate Lithium). На данных элементах питания производитель гарантирует работу устройства в течение 3 лет при ежесуточном выходе на связь продолжительностью 2 минуты.

Несмотря на то что половинки корпуса зажимаются винтами и имеют внутренние защитные фаски, силиконовой прокладки в нем нет, так что устройство влагозащищенным не считается.

АКТИВАЦИЯ МАЯКА: чтобы активировать маяк SOBR G01, пользователю необходимо подготовить SIM-карту, прежде чем вставлять ее в устройство. Для этого нужно записать в первую ячейку памяти карты номер владельца и присвоить маяку имя (эта информация затем считывается устройством).

В новых модификациях маяка SOBR G01 эта процедура упрощена: необходимо просто вставить карточку в маяк и включить его. После регистрации в сети пользователю необходимо лишь позвонить на устройство, и оно автоматически запомнит его номер как владельца.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: после активации маяка SOBR G01 желательно настроить время выхода в эфир для ожидания команд. Для этого сначала устанавливается часовой пояс, в котором предполагается эксплуатировать устройство, после чего задается время сеанса связи.

Для снижения энергопотребления в маяке SOBR G01 используется оригинальный алгоритм работы в спящем режиме, при котором во время первой недели после активации устройства суточные сообщения сопровождаются определением координат автомобиля, а по истечении этого периода закладка переходит в режим мониторинга эфира. В этом случае во время сеанса связи маяк только проверяет наличие команд от пользователя, а полное «пробуждение» происходит только раз в 10 дней.

Также пользователь может настроить формат выдаваемых координат и выбрать, на какой картографический сервис к нему будет приходить ссылка.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: в автомобильном маяке SOBR G01, как и во многих других устройствах, используется двухплатная конструкция, при которой на одной плате располагаются GSM-модем с SIM-картой и выносной антенной в виде провода, а на второй - GPS-приемник. Платы расположены друг над другом и спаяны между собой. В закладке используются GPS-приемник Fastrax iT520 европейского производства и GSM-модуль Sierra Wireless WISM0228, который редко встречается в России, но сделан довольно качественно.

Маяк SOBR G01 показал самое низкое потребление тока в режиме поиска GPS-сигнала - всего 30 мА. При этом чувствительность GPS-приемника была не самой высокой: при ослаблении тестового сигнала до -110 дБм условный уровень приема спутников был в пределах 16-17 единиц и находился на гране срыва.

СЕРВИС: при настройке устройства или уже после начала эксплуатации пользователь может выбрать формат информации, получаемой с маяка SOBR G01. Не вдаваясь в тонкости, отметим два основных формата: это стандартное SMS-сообщение, в котором содержатся координаты устройства, скорость перемещения, температура, остаточный заряд батареи, и LBS-координаты. Чтобы найти месторасположение автомобиля, необходимо ввести те или иные координаты маяка в картографический сервис.

В устройствах SOBR G01 с новой прошивкой появился режим, максимально удобный для пользователей смартфонов и коммуникаторов, в котором пользователю присылается ссылка на сайт m.sobr.ru . Ресурс устроен таким образом, что на странице, на которую осуществляется переход, отображаются только параметры выходы на связь - такие, как дата сеанса, продолжительность, количество спутников и т.д. Чтобы посмотреть месторасположение автомобиля, нужно дополнительно нажать переход на карту, выбрав поставщика сервиса между «Яндекс. Карты», Google Maps или Sobr-Assistance. Такое решение удобно тем, что основная страница, не загруженная графической информацией, запускается очень быстро, после чего можно решить, переходить на карту или нет. Даже если режим ссылки не был включен, пользователь, зайдя на главную страницу m.sobr.ru, может набрать координаты из SMS-сообщения - и программа покажет месторасположение автомобиля на карте.

В нашем тестовом коммуникаторе масштабирование происходило грамотно, пользоваться сервисом было удобно.

МАЯК: для проверки продолжительности работы в режиме маяка мы задали режим поиска, в котором маяк связывался с сервером каждые 20 минут.

За время работы устройство выходило на связь более 740 раз, но затем произошел сбой (не по вине маяка), и сейчас устройство направлено на повторное тестирование.

Среднее количество найденных спутников во время сеанса связи - 6-7, при этом максимальное количество было равно 10, а минимальное 4.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: большая продолжительность работы за счет более емкой батареи.

НЕДОСТАТКИ: малое количество настроек.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: будет дана после повторного испытания на энергопотребление.

Proma Sat 777 16G SNOOPER – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: автомобильный маяк (закладка) Proma Sat 777 16G SNOOPER выполнен в небольшом черном корпусе размерами 76×56×25 мм, боковые стенки которого имеют двойные стенки. Внешняя более толстая, в ней находятся четыре винта крепления, внутренняя же стенка более тонкая, но ее торец упирается в тонкую силиконовую прокладку, обеспечивающую герметичность отсека с электронной начинкой. Произведен маяк Proma Sat 777 16G SNOOPER в Китае компанией Gosafe. Компоновка классическая для такого типа устройств: половину внутренней площади занимает отсек для двух литиевых батарей, а вторая половина заполнена двумя платами, на которой расположены GPS-приемник и GSM-модуль. В качестве батарей производитель прилагает продукцию компании Energizer элемент типа CR123 с паспортной емкостью 1500 мА·ч.

Перед началом работы с маяком необходимо вставить батареи и уплотняющую прокладку, после чего закрыть верхнюю крышку и плотно ее закрутить. Производитель заявляет пылевлагозащищенность маяка по стандарту IP67 (при квалифицированной инсталляции).

Особенностью маяка (закладки) Proma Sat 777 16G SNOOPER является использование в нем помимо цифрового акселерометра (как датчика аварии) еще и механического датчика движения. В устройстве имеется также датчик температуры. При программировании используются два будильника, а координаты определяются по данным со спутника GPS или базовых станций сотовой связи LBS.

АКТИВАЦИЯ МАЯКА Proma Sat 777 16G SNOOPER не вызывает никаких затруднений, если строго следовать инструкции. Для этого нужно сначала вставить SIM-карту оператора связи, потом установить батареи питания, после чего с любого номера телефона отправить команду, устанавливающую номер телефона владельца. Далее рекомендуется задать часовой пояс для корректной работы функции синхронизации времени по сигналам GPS. В принципе, на этом этапе уже можно остановиться: все уже будет работать. Но производитель рекомендует еще настроить таймер запроса баланса SIM-карты и время срабатывания будильников.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: все команды установок маяка Proma Sat 777 16G SNOOPER набираются в таком виде: пароль, команда, параметры. Поэтому при настройке желательно строго следовать инструкции и перепроверять отправляемые данные. Кроме будильника опытному пользователю рекомендуется настроить датчик движения.

Нужно отметить, что в инструкции режим поиска не выделяется. При стандартной настройке устройство высылает СМС-сообщение раз в 10 дней для проверки работоспособности и ежесуточно просыпается для проверки имеющихся СМС-команд.

Из более тонкой настройки маяка можно отметить программирование датчика движения и датчика аварии. Датчик движения в закладке Proma Sat 777 16G SNOOPER механический, тонко настроить его чувствительность не удается, так как он имеет все две ступени регулировки. Зато есть возможность настроить его на работу в специальные интервалы времени. При использовании маяка по прямому назначению, в качестве противоугонного устройства, можно, например, задать интервал времени в ночные часы, когда срабатывание датчика будет вызывать тревогу.

Датчик аварии цифровой и имеет 11 ступеней регулировки чувствительности.

Также в устройстве можно задать второй номер телефона на который будет высылаться сообщение в случае аварии автомобиля. это необходимо в том случае если первый номер зарезервирован непосредственно на водителя.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: начинка маяка Proma Sat 777 16G SNOOPER представляет собой две платы, соединенные между собой разъемами. На верхней плате располагаются антенна GPS-приемника и сам приемник Ublox NEO-6M-0-001, а также слот под SIM-карту сотового оператора, на нижней плате - GSM-модем Ublox LEON-G100. В сборке использованы компоненты европейского производства, которые считаются достаточно хорошими и дорогими.

Автомобильный поисковый маяк (закладка) Proma Sat 777 16G SNOOPER со снятой крышкой корпуса

СЕРВИС: автомобильный маяк (закладка) Proma Sat 777 16G SNOOPER не предоставляет пользователю никакого лишнего сервиса. Все просто и лаконично. Координаты по СМС с минимумом побочной информации, но при этом одно сообщение пользователю укладывается в длину одного сообщения. СМС-ка содержит самое важное: время, координаты, скорость, уровни сигналов GPS и GSM, температура и напряжение батареи. Пользователям смартфонов более удобна настройка сообщения в виде ссылки на картографический интернет-сервис (правда, длиной одного SMS-сообщения уже не обойдешься).

В принципе, для выполнения своих основных функций маяка-закладки этого вполне достаточно.

МАЯК: для проверки продолжительности работы мы установили режим выхода на связь - одно SMS-сообщение в 15 минут. Ограничение на интервал таймерного режима в маяке Proma Sat 777 16G SNOOPER не предусмотрено, и мы подбирали длительность, аналогичную другим маякам.

Всего до полной разрядки свежих батарей маяк (закладка) Proma Sat 777 16G SNOOPER отправил пользователю 1174 SMS-сообщения со своими координатами. Маяк отключился при падении напряжения баратеи ниже 2,18 В. Последние несколько сообщений содержали предупреждение о необходимости заменить батарею. Нужно отметить, что маяк достаточно долго информировал пользователя о том, что осталось 60% от емкости, а затем буквально за 10 сообщений процент заряда упал до 0%. Подобное поведение характерно для Li-Ion батарей и поэтому не является критичным.

При ясном небе устройство находило до 11 GPS спутников, затрачивая в среднем до 83 секунд на поиск, в пасмурную погоду время поиска ограничивалось 104 секундами, за которые ловился сигнал 4 спутников.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: герметичный корпус. Большая продолжительность работы.

НЕДОСТАТКИ: настройка только SMS-сообщениями. Нет веб-интерфейса.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: маяк (закладка) Proma Sat 777 16G SNOOPER достойно заявил о себе рекордным значением посланных СМС-сообщений для устройств с двумя батареями типа CR123.


" я рассказал о том, что современные GPS-GSM маяки могут использоваться в разных целях. Но основной задачей такого устройства по определению является использование в качестве маяка-закладки, с целью поиска угнанного автомобиля. Сегодня мы поговорим об особенностях эксплуатации маяка в качестве инструмента поиска угнанного автомобиля - GPS закладки, работающей в автономном режиме.

GPS маяки/закладки набирают популярность

На рынке сегодня представлен очень большой выбор GPS-GSM систем, различных производителей, предназначенных для использования в качестве маяка-закладки.

Невысокая стоимость и возможность самостоятельной установки - ведь маяки закладки являются автономными устройствами, а значит не требуется производить какие либо подключения к проводке автомобиля и вроде бы нет необходимости прибегать к услугам установщиков - несомненно вызывает интерес к ним со стороны автовладельцев. И многие поддаются на подобный соблазн - обойтись без реальной защиты от угона в виде противоугонного комплекса, и ограничиваются самоуспокоением, что - их авто ни кому не нужен, а если что - то они смогут найти свой автомобиль. Для чего покупают GPS маяк и пытаются его самостоятельно установить в свою машину.

Трудности скрытной установки GPS маяков/закладок

Но в этом кроется одна из ошибок автовладельцев - действительно скрытно спрятать маяк в автомобиле без разборки элементов салона - очень трудно. А для эффективной работы маяка нужно его очень хорошо спрятать, иначе угонщики его найдут и от него не будет толку. Но хорошее место не всегда может обеспечить хороший прием спутников - и тут всплывает на передний план один из нюансов работы GPS маяков. Пряча маяк в автомобиле необходимо обеспечить хоть какое-то «небо» над его головой (GPS антенной) - иначе когда наступит час Х - маяк проснувшись не сможет определить координаты вообще, либо определит с большой не точностью по базовым станциям операторов сотовой связи, если обладает такой возможностью.

И часто при самостоятельной попытке спрятать маяк, задавшись вопросом «куда спрятать GPS маяк-закладку?» автолюбители выбирают самые распространенные места, о которых угонщики знают и где ищут в первую очередь. А учитывая распространение GPS закладок угонщики несомненно пытаются их искать, при этом порой не гнушаются портить салон - в качестве примера несколько фотографий предоставленных компанией " ", сделанных на автомобилях после попыток угона.

Поэтому для того что бы установка маяка стала эффективной - его необходимо очень основательно и оригинально спрятать. А для того что бы хорошо спрятать GPS маяк может потребоваться разборка элементов салона автомобиля, для чего требуются определенные навыки, которых у обычного автовладельца скорее всего нет. Если сомневаетесь в своих силах и возможностях подобрать грамотное место для закладки или не имеете навыков по разборке сборке элементов салона, то все же лучше обратиться к специалистам.

Проверка точности определения GPS координат

Хоть системы GPS позиционирования и развиваются, но точность определения координат в различных маяках отличается в зависимости от производителя и конкретной модели, даже от конкретного изделия. Каждый производитель маяков закладок использует свои технологии и алгоритмы обработки полученных от спутников данных - объясняется это тем, что маяки закладки в первую очередь разрабатываются для использования в автономном режиме и производители стремятся максимально снизить энергопотребление таких устройств при работе от батареек.

Поэтому очень желательно при поиске места для маяка, выбрав достаточно скрытное место в недрах автомобиля, проверить насколько уверенно он в этом месте ловит сигнал от GPS спутников. Но такие эксперименты желательно производить на элементах питания специально купленных для этого, так что бы получить быстро более-менее достоверную картину и проанализировать качество приема сигнала от спутников - необходимо настроить более частый выход на связь и по полученным данным делать выводы.

Эффективность GPS маяков/закладок сильно зависит от заряда батареек

Соответственно такой достаточно активный режим работы закладки - значительно подсадит батарейки и перед окончательным выбором места - необходимо будет сменить элементы питания на новые. Так же желательно перед началом зимы - под конец осеннего периода сменить батарии на новые, что бы в зимний период когда из-за химических процессов снижается емкость батареек - они были новыми с максимальным зарядом. Что бы опять же в час Х из-за влияния низких температур - уровень заряда не упал на столько, что маяк не сможет проснуться, определить координаты и отправить заветное сообщение.

Плюсы установки GPS маяков/закладок профессионалами

Установка GPS маяка у профессионалов - избавляет от описанных выше минусов. Имея опыт установки маяков на конкретные модели автомобилей - установщики могут уже знать ряд мест, куда можно эффективно спрятать закладку и где она будет уверенно ловить спутники - т.е. не потребуется тратить время на поиск подходящего скрытного места с уверенным приемом GPS спутников. Обычно этому предшествуют длительные эксперименты и поиск, таких мест самим установщиком. Ну и несомненный плюс - это опыт разборки автомобилей, который позволит избежать порчи элементов салона.

При этом не удивлюсь, что после установки Вам не сообщат где именно в Вашем автомобиле спрятан маяк за Ваши же деньги - во избежании утечки в сеть таких мест на конкретных марках автомобиля. Так что если при консультации или установке - мастера отказываются сообщить куда будет спрятан или уже спрятан маяк - не пугайтесь, на то есть причины.

Но в такой ситуации можно столкнуться с проблемой формальной установки маяка - когда установщик откажется назвать место установки ссылаясь на тайну, а на самом деле маяк будет находится в неэффективном месте, где может быть легко обнаружен. Поэтому выбирая установщика для казалось бы такой не сложной операции как скрытная установка маяка в качестве GPS закладки - следует все же обращаться к проверенному мастеру или установщику с положительными отзывами - иначе результат может оказаться «ЛОТЕРЕЕЙ», что обсуждалось в статье " ". Но в итоге решать Вам что сэкономить - деньги, устанавливая маяк самостоятельно или время, обратившись к профи.

GPS маяк представляет собой достаточно сложное электронное устройство, работающее во взаимодействии с рядом взаимосвязанных между собой систем.

В общем случае GPS (Global PositioniningSystem) представляет собой сложнейшую систему навигации, которая позволяет с достаточной точностью определять местоположение объекта, а также направление и скорость его движения. Одним из элементов этой системы являются GPS маяки, которые, выполняя функции абонентского устройства (приемника), способны принимать сигналы от навигационных спутников и, по полученным данным, определять свое местоположение.

Описание

Конструктивно прибор собран в пылевлагозащитном корпусе, небольшие габаритные размеры которого позволяют легко его спрятать. GPS маяк включает в себя:

  1. GPS приемник, определяющий местонахождение автомобиля.
  2. GSM модем, передающий данные о местонахождении объекта на предустановленный телефонный номер.
  3. Слот для SIM-карты.
  4. GPS и GSM антенны.
  5. Элементы питания.

Работая абсолютно автономно, GPS маяк постоянно находится в спящем режиме, не излучая никаких сигналов. Именно поэтому обнаружить его с помощью GSM сканеров, имеющихся у угонщиков, практически невозможно.

Принцип действия

Принцип действия устройства предельно прост. Находясь постоянно в спящем режиме, GPS маяк активируется после получения SMS команды, отправленной владельцем на номер предустановленной SIM-карты. После получения команды маяк начинает работать по предварительно установленному графику, периодически посылая сообщения о своем местоположении на телефон владельца или в диспетчерский пункт охранного предприятия.

Информация может быть отправлена как в виде SMS сообщения (16 цифр координат), так и в виде фрагмента карты с указанием своего местонахождения.

Некоторые GPS маяки могут активироваться после срабатывания датчика движения. Отдельные модели этих устройств оснащаются встроенным микрофоном, с помощью которого во время поиска можно сориентироваться по звукам.

Практически все модели GPS маяков позволяют автоматически контролировать баланс предустановленной SIM-карты и уровень заряда батареи. При недостаточном уровне заряда источника питания или критичного значения баланса SIM-карты устройство оповещает об этом владельца.

Область применения

В общем случае GSM маяки (трекеры) отличаются широкими возможностями применения в различных сферах жизнедеятельности человека. В настоящее время существуют модели поисковых маяков, которые предназначены для использования:

  1. На транспорте – защита автомобиля от угона, контроль за действиями водителя и оптимизация маршрутов движения.
  2. При контроле за перемещением дорожно-строительной техники.
  3. Во время доставки ценных грузов по железной дороге и при контейнерных перевозках.
  4. В быту – надзор за людьми, страдающими расстройством памяти, детьми и пр.

Особенность эксплуатации GPS маяков – они не препятствуют угону. GPS маяк, в случае несанкционированного перемещения объекта, где он установлен, должен:

  • остаться незамеченным;
  • в заранее заданное время включиться, определить свои координаты и передать их владельцу с помощью GSM связи;
  • вернуться в спящий режим до следующего сеанса связи.

Какие бывают GPS маяки


Существующие GPS маяки можно разделить на два класса:

  1. Устройства с автономным питанием. Электропитание таких трекеров осуществляется от встроенного источника питания, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам можно отнести отсутствие необходимости соединения устройства со схемой электропитания автомобиля, простоту установки и непрерывную работу маяка на протяжении нескольких лет. Среди недостатков – ограничение количества сеансов связи (не более 2 раз в сутки) и зависимость величины заряда батареи от температуры окружающей среды в зимнее время года.
  2. Изделия с комбинированным питанием. Устройства с таким видом питания подключаются к штатной системе электропитания автомобиля. При этом маяк работает от собственного встроенного аккумулятора, который подзаряжается в процессе эксплуатации автомобиля. К их достоинствам можно отнести несколько меньшие габаритные размеры и установку по принципу “установил, подключил, забыл”. Характерный недостаток – относительная сложность установки и подключения устройства. Желательно, чтобы подключение производил специалист сервисной службы.

Как выбрать GPS маяк

  1. Чувствительность GPS приемника.
  2. Чувствительность аудиотракта (при наличии функции аудиовызова).
  3. Энергоэффективность в различных режимах работы.
  4. Герметичность.
  5. Потребительские свойства и сервисные функции (простота установки и настройки, работа мобильных приложений и наличие мониторинговых сервисов).

Существует также ряд параметров, которые не влияя на эксплуатационные характеристики, во многом определяют качество работы изделия.

Основные критерии выбора

Решив приобрести GPS маяк, необходимо получить у продавца следующую информацию:

  1. Точность определения координат местоположения объекта. Допустимая погрешность при определении координат не должна превышать 2,5 м. Если у выбранной модели этот параметр выше – значит она либо устаревшая, либо выполнена с использованием устаревших технологий.
  2. Время холодного и горячего старта, то есть период времени, за который трекер способен определить и передать координаты местоположения объекта от начала движения. Время холодного старта (длительная стоянка автомобиля) – не более 40 сек, горячего старта (кратковременная остановка) – от 5 до 15 сек.
  3. Способность изделия улавливать отраженные сигналы спутника. Этот параметр особенно важен при использовании автомобиля в черте города.

ВАЖНО: несоответствие параметров устройства указанным значениям приведет к тому, что на карте маршрут автомобиля и координаты его местонахождения будут показаны с большими отклонениями.

Как правильно использовать GPS маяк


Для того чтобы в полной мере использовать все функции GPS маяка, нужно четко представлять, для чего он предназначен, как устанавливается и настраивается.

В настоящее время на рынке электронной аппаратуры можно найти несколько видов GPS трекеров (маяков), каждый из которых обладает своим набором рабочих функций. Среди них можно выделить:

  1. Автомобильные GPS трекеры. Они предназначены для контроля за работой различных видов транспорта, а также выполнения охранных и противоугонных функций. Устройства устанавливаются стационарно и подключаются к источнику основного электропитания контролируемого объекта. Как правило, все они работают в постоянном режиме и могут иметь наружные или встроенные приемопередающие антенны.
  2. Персональные GPS трекеры. Такие изделия имеют автономное питание, небольшие размеры и встроенные GPS и GSM антенны. Они могут использоваться для контроля за передвижением автомобиля в случаях, когда нет необходимости в контроле других параметров (расход топлива, скорость и пр.). Также применяются для наблюдения за пожилыми людьми и домашними животными.
  3. Поисковые GPS маяки (закладки). Представляют собой устройства, предназначенные для поиска контролируемого объекта после его несанкционированного перемещения. Скрытно установленные, они существенно повышают вероятность обнаружения объекта при его хищении. Служат отличным дополнением к любой противоугонной системе.

Характерное отличие поискового маяка от остальных трекеров – особый алгоритм работы, который заключается в том, что прибор включается и передает координаты своего местонахождения только по установленному владельцем расписанию или по его команде, переданной по каналу GSM связи.

Все остальное время маяк находится в спящем режиме и обнаружить его злоумышленнику с помощью сканера невозможно.

Как установить и настроить

  1. Установка. Приобретая GPS маяк, владелец в первую очередь старается установить его так, чтобы он был невидимым. Однако, если теоретически это возможно, то практически осуществить достаточно сложно. Трудность заключается в том, что GPS маяк, который оснащен приемо-передающими антеннами, нельзя устанавливать под металлическую поверхность. Очень часто эта особенность изделия приводит к тому, что владелец прячет маяк в самые распространенные места, которые хорошо известны злоумышленнику. Для того чтобы надежно спрятать устройство, может понадобиться разборка элементов салона автомобиля. Без наличия определенного навыка и инструмента сделать это, не повредив их, непросто. В связи с этим для установки маяка лучше всего обратиться к специалистам, которые, имея опыт разборки салона, информированы и о том, куда можно спрятать закладку в конкретной модели автомобиля. Причем большинство специалистов, установив маяк в то место, где он будет эффективно работать, не скажут даже владельцу о том, где именно установлена закладка. Это позволяет избежать утечки информации о местах установки GPS маяков.
  2. Подготовка к работе и настройка. В общем случае перед тем как впервые включить GPS маяк, необходимо:
    • Зарядить и/или установить элементы электропитания;
    • Установить SIM-карту любого оператора. SIM-карта должна иметь подключенный GPRS, чистую память и не запрашивать PIN-код. Кроме того, должна быть подключена услуга “Определение номера”;
    • Нажать кнопку включения устройства. Через несколько секунд маяк начнет работать и принимать GSM и GPRS сигналы;
    • Убедившись, что устройство принимает сигналы сотового оператора и навигационной системы, можно приступить к настройке GPS маяка. Настройка осуществляется с помощью SMS-сообщений в соответствии с указаниями прилагаемой инструкции по эксплуатации.

ВАЖНО: подготовить к работе и настроить маяк необходимо до закладки его в тайное место. Перед закладкой обязательно замените или зарядите источник питания.

Обзор лучших моделей

На отечественном рынке систем мониторинга автотранспорта представлен большой ассортимент GPS маяков. В зависимости от изготовителя, они отличаются качеством изготовления, техническими характеристиками, габаритными размерами и ценой. При этом наиболее дешевыми являются китайские модели. Следующий ценовой диапазон занимают изделия отечественных производителей. Самыми дорогими, но и наиболее качественными являются изделия, изготовленные в Западной Европе.

Прибор используется для обнаружения автомобиля при угоне и обладает такими техническими характеристиками:

  • радиус действия – в границах сети мобильной связи GSM 900/1800;
  • оповещение – по каналу связи GPRS и SMS-сообщения;
  • количество оповещаемых абонентов – 2;
  • встроенный источник питания, В – 3;

GPS маяк имеет 5 режимов работы, оснащен встроенным SIM-чипом со специальным тарифом и обеспечивает работу с бесплатным интернет-сервисом Car-online.
Стоимость изделия не превышает 6300 руб.

Автомобильный GPS маяк “Автофон Е-Маяк”


Устройство представляет автономное поисковое устройство, определяющее координаты по сигналам со спутников GPS или базовых станций мобильной связи.

Технические характеристики:

  • габаритные размеры, мм – 72*50*21;
  • вес (с элементами питания), г – 110;
  • электропитание – 2 литиевых батареи СR123A;
  • время работы без замены батарей – 2 года.

Устройство оснащено кнопкой “SOS”, нажатие которой вызывает отправку тревожного SMS-сообщения на 5 предустановленных телефонных номеров.

Цена устройства – 4300 руб.

Автомобильные трекеры-«закладки», именуемые также «маячками» и предназначенные для поиска угнанной и брошенной неподалеку «на отстой» машины, в последнее время серьезно подорожали. Пять-шесть тысяч за такой гаджет в кризис позволит себе не каждый… Возможно, стоит посмотреть в сторону универсальных и крайне дешевых GPS-трекеров из китайских интернет-магазинов? Колеса.ру протестировали несколько самых дешевых GPS-трекеров, чтобы выяснить возможность их использования в качестве противоугонных маяков.

GPS-маяк или «закладка» – что это?

Сперва маленький ликбез по настоящим специализированным автомобильным противоугонным маячкам. Кто знает, как они работают, или даже имеет их, может не читать этот раздел и переходить сразу к следующему.

Автомобильный «маячок-закладка» – это компактный (чуть больше спичечного коробка) гаджет, имеющий в своем составе GPS-приемник, модуль связи GSM с сим-картой, долгоживущую литиевую батарею и контроллер, управляющий этим «железом» по особому алгоритму. Устройство включается, прячется в салоне автомобиля под обшивку в секретном месте, после чего переходит в ждущий режим на… пару лет!

Маяк постоянно пребывает в состоянии сна, расходуя сущие микроамперы тока, что позволяет ему работать на одном комплекте батарей от года до двух лет и ничем не выдавать свое присутствие. Вся его работа – запрограммированно проснуться раз в сутки (раз в двое суток, в трое, раз неделю – интервал настраивается), включить GSM-модуль и перейти на прием. Владелец знает – каждый день, скажем, в 3 часа, «закладка» включается и несколько минут ждет СМС-команды от хозяина. Можно отправить команду, можно просто позвонить на номер «закладки», прослушав через микрофон маяка происходящее в салоне.

Если с машиной все в порядке, то команду отправлять не нужно, и маяк снова засыпает. Если же машина исчезла (угнана, эвакуирована и т.п.), то вы отсылаете СМС-команду «прислать координаты» – в этом случае устройство полностью просыпается, включает GPS-приемник, позиционируется в пространстве и присылает вам свое местоположение. После этого вы отправляете следующую команду, переводя маяк в режим тревоги, в котором он отправляет координаты каждые, скажем, 5 минут, и начинаете принимать меры к розыску авто.

Китайские «аналоги»

Поскольку, как говорилось выше, специально разработанные в качестве «закладок» автомобильные противоугонные маяки стали весьма небюджетны, посмотрим на ассортимент «АлиЭкспресса». Цены на китайские GPS-трекеры просто радуют – выбор в диапазоне 600-800 рублей огромен! Мы заказали несколько разных моделей гаджетов, стоимость каждого из которых не превышала 800 рублей.

Сразу поясним – азиатские гаджеты были куплены с полным пониманием того, что это не специальные автомобильные маяки, которые могут работать по два года в автономном режиме и имеют специальный алгоритм для работы в качестве противоугонного поискового устройства! Беспородные китайские приборы – универсальные устройства; производители рекомендуют их для отслеживания местоположения автомобилей, мотоциклов, людей и даже домашних животных, не делая акцента на скрытой установке и автономной работе годами! Мы же, в свою очередь, попробуем поразмыслить – можно ли как-то приспособить их к запрятыванию в обшивку салона авто и превратить в противоугонных «шпионов».


Три приобретенных GPS-трекера


Трекер с питанием от встроенного аккумулятора и микрофоном – позволяет запросить по СМС координаты и прослушать при помощи звонка на него салон авто


Трекер с питанием от встроенного аккумулятора, микрофоном и кнопкой SOS – при нажатии на неё (в случае использования трекера человеком) гаджет совершает дозвон на номер управления


Трекер с микрофоном, но без встроенного аккумулятора. Питание внешнее, от аккумулятора автотехники. Входное напряжение – от 6 до 36 вольт, можно подключать напрямую к бортсети мото, легковых и грузовых авто

Не GPS, а LBS!..

Перед включением гаджетов открываем корпуса всех трех и исследуем платы, пытаясь обнаружить внутри GPS-чипы. Однако обнаруживаем, что… нас обманули – GPS-приемника ни в одном из устройств нет, хотя на двух устройствах «GPS» написано прямо на корпусах, а у третьего – на книжечке-инструкции!

Собственно, обман ожидаемый – все устройства стоили около $10, и результат неудивительный… Так что же – гаджеты неработоспособны? Отнюдь! Они работают и могут даже прислать вам по запросу координаты, вот только называть правильно их нужно не GPS-трекерами, а LBS-трекерами!


Что же это такое – LBS-трекер? Это прибор для определения координат, но не по спутникам, а по сигналам базовых станций сотовой сети ! По сути простейший сотовый телефон, без клавиатуры и без дисплея.

Говоря упрощенно, любой мобильник всегда получает от базовой станции в фоновом режиме некую служебную информацию, которую не предоставляет пользователю – местоположение базовой вышки и силу сигнала от неё. Эту информацию и использует трекер-маяк – по расположению базовой станции он выясняет свое примерное местоположение с точностью до нескольких километров, а по силе сигнала от неё – корректирует его более точно. На деле же «точность» составляет плюс-минус полкилометра-километр – в принципе, не самая плохая, если учесть смешную стоимость устройства в 600-700 рублей и то, что ему, в отличие от настоящего GPS-трекера, не нужно для работы видеть открытое небо. То есть прибор можно спрятать и под капотом, и в багажнике!

Реально ли использовать эти устройства в качестве маяка?

Собственно, главный вопрос, из-за которого все и затевалось, – можно ли применить LBS-трекер за 600 рублей как альтернативу противоугонному маяку-«закладке» для скрытой установки за 5 000 рублей?

Теоретически – да. Но с массой оговорок!

Никаких настроек режимов работы, как в настоящем «маяке-закладке», у безымянных китайцев, конечно, нет. Наши трекеры работают всегда на прием, выдают координаты по запросу, один запрос – один ответ. Никакого режима сна, режима тревоги и т.п. нет, а время работы от встроенного аккумулятора не превышает нескольких часов. Соответственно, трекеры с аккумуляторами (и тем более модель без собственной батареи) должны быть постоянно подключены к бортовой сети машины, что осложняет их скрытую установку – автономность отсутствует.

Выходит даже так, что наличие встроенного аккумулятора в трекере вообще не дает никаких плюсов – исследование всех трех приборов показало, что наиболее пригодной для наших целей является именно безаккумуляторная версия. Запрятать и подключить её сможет даже полный ламер в электротехнике, и для этого не нужно уметь вскрывать обшивки салона – достаточно, воспользовавшись старым туристическим приемом, засунуть прибор в презерватив от влаги и положить его, скажем, между аккумулятором и крылом под капот! Провода – к аккумулятору напрямую, можно просто зачистить и примотать, если нет опыта подпайки контактов под болтик!

Собственно, на этом пока все! Во второй части статьи мы расскажем о том, КАК работает LBS-позиционирование – иначе говоря, реально ли найти свою машину по координатам, полученным с копеечного китайского трекера?

 
Статьи по теме:
Как разблокировать телефон
Как разблокировать от оператора ваш Мегафон Login 2 1. Вставляете сим-карту другого сотового оператора в телефон. 2. Включаете Мегафон Login 2 (Megafon Login 2 MS3A) . 3. Должно появится окно для ввода кода разблокировки . 4. Вводите код: 67587048 5. Теп
Asus ZenFone Max ZC550KL — Советы, рекомендации, часто задаваемые вопросы и полезные параметры
Как вставить SIM-карту на свой Asus ZenFone Max? Asus ZenFone Max — это смартфон с двумя SIM-картами и поддерживает соединение 2G / 3G / 4G. SIM-карта, поддерживаемая устройством, является Micro SIM-картой и может быть видна после снятия задней крышки тел
Что такое расширение файла CDR?
CDR-формат — это файл, который был создан в программе Corel DRAW, содержащей растровое или векторное изображение. Компания Corel использует этот формат в собственных продуктах, поэтому его можно открыть также другим программным обеспечением данной компани
Multisim 17 где находится библиотека элементов
Компоненты и библиотеки элементов Multisim 11 Контрольно-измерительные и индикаторные приборы В Multisim имеются измерительные приборы, каждый из которых можно использовать в схеме только один раз. Эти приборы рас­положены в библиотеке контрольно-из